Новости Екатеринбургской митрополии

28 Февраля 2012

екатеринбург, «информационное агентство екатеринбургской епархии». торжество православия совершается в первую неделю (воскресенье) великого поста. оно было установлено в греции в ix в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до viii в. оставалось неприкосновенным. но иконоборческая ересь, появившаяся в самой греции, распространилась по многим странам. церковь божия подверглась гонению, большему чем от язычников. более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах господа нашего иисуса христа, божию матерь и святых, а также молиться им перед иконами. этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. честные иконы и мощи святых сжигались.

после vii вселенского собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине ix в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. христолюбивая царица феодора объявила: «кто не чествует изображения господа нашего, пресвятой его матери и всех святых, да будет проклят!».

избранный патриархом константинопольским мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. православие было торжественно восстановлено на службе в софийском соборе в константинополе в первое воскресенье великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. так появилось празднование и особый чин, называемый торжество православия. в xii и xiv вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. в нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи вселенских соборов. благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко господу в вере и благочестии отцов. особое место в этой службе занимает чин анафематствования. анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед церковью.

в россии чин православия введен в xiv в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, кассиана, архимандрита юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: стеньки разина, гришки отрепьева, протопопа аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. в конце xviii в. чин православия был исправлен и дополнен митрополитом новгородским и с.-петербургским гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. в таком виде чин православия был напечатан в 1767 году. чин православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием литургии на середине храма перед иконами спасителя и божией матери, возлежащими на аналое. чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

чин содержал в себе чтение символа веры, произнесение анафемы и провозглашение вечной памяти всем защитникам православия. двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.

двенадцать анафематствований

  1. отрицающим бытие божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла божия и по случаю бывает: анафема.
  2. глаголющим бога не быти дух, но плоть; или не быти его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. дерзающим глаголати, яко сын божий не единосущный и не равночестный отцу, такожде и дух святый, и исповедающим отца, и сына, и святого духа не единого быти бога: анафема.
  4. безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир сына божия во плоти, и его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. неприемлющим благодати искупления евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред богом средства: анафема.
  6. дерзающим глаголати, яко пречистая дева мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве дева: анафема.
  7. неверующим, яко дух святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. отмещущим все таинства святая, церковью христовою содержимая: анафема.
  10. отвергающим соборы святых отец и их предания, божественному откровению согласная, и православно-кафолическою церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них божию благоволению и при помазании на царство дарования духа святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. ругающим и хулящим святыя иконы, ихже святая церковь к воспоминанию дел божиих и угодников его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

в течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин православия включал только поминовение усопших.

предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в церковь и ко спасению. при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.


все материалы официального интернет-портала екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («православная газета», «радио «воскресение», «телеканал «союз»). никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.