Новости Кубанской митрополии

7 Марта 2011

Сегодня, 00:35

Брат, если хочешь стать истинным христианином, молись, читай духовные книги, обязательно тренируй волю, улучшай и совершенствуй свою природу!

Святая Церковь обязывает христианина молиться и читать книги духовного содержания. И действительно, это очень важно и весьма необходимо христианину, ибо приносит великую пользу. В молитве, если она искренна, глубока и горяча, возвышается душа, разум стремится к Господу, сердце наполняется радостью и человек чувствует близость Бога.

Небесный Отец, видя восторженную душу, стремящуюся к Нему и желающую соединиться с Ним, по милости Своей, желая удовлетворить это стремление, приближается к ней, осеняет ее Своими лучами, наполняет небесной сладостью и предоставляет Свою спасительную благодать, которая помогает очищению души молящегося. Чтение Священного Писания просветляет разум человека, полностью и ясно показывает ему Божию волю, указывает путь к вечности, очищает и облагораживает его сердце, порождает в нем чистые чувства, высшие устремления и желания. В результате душа начинает возвышаться. Чтение житий святых знакомит человека с теми нравственными идеалами, добродетелями, достижение которых подвластно человеку, показывает пути и средства для подавления зла и исполнения добра, поддерживает, укрепляет и подталкивает человека к максимальному овладению христианскими добродетелями. Но, чтобы молитвы и чтения духовных книг действительно были результативными, богоугодными и полезными человеку, для этого необходимо, чтобы они были соединены с развитием воли, укреплением духа, настоящей евангельской жизнью.

Если молитвы и чтения духовных книг не будут сопровождаться духовным образованием, добродетельной жизнью, они не смогут принести соответствующего результата.

Спаситель говорил нам : «Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца моего Небесного» (Мф. 7: 21).

Апостол Павел говорил, что не слушатель Священного Писания оправдан будет, а исполняющий его.

Святой Ефрем Сирин, великий сирийский духовный писатель IV века, учил: «Если нашу молитву не украшают скромность, любовь, искренность и доброта, то бесполезна она».

Следовательно, если христианин желает иметь успехи в молитве и чтобы чтение духовных книг было для него максимально полезным, то он преимущественно должен заботиться о закалке своей воли, совершении добрых дел и удалении от всякого злого, недостойного. Он должен быть в непрестанной деятельности, творить добро, мыслить возвышенно. Каждую светлую мысль, родившуюся в сознании, должен хранить в ее природной чистоте и донести до самых сокровенных уголков своей души. Человек не должен удовлетворяться лишь ознакомлением и созерцанием красот Христовых заповедей, а обязан постоянно и во всем следовать им в повседневной жизни; не должен удовлетворяться лишь негативным отношением к злу, а активно бороться с ним.

Давайте обсудим тот путь, по которому христианин должен приступить к укреплению своей воли. Первоначально христианин сосредотачивает внимание на самом себе, смотрит вглубь себя, в глубины своей духовной жизни, нелицеприятно исследует, какие у него есть недостатки, и таким путем познает самого себя. С помощью такого самоанализа в нем рождается осознанное чувство своей греховности, недостойности. Это сознание, в свою очередь, рождает в нем смиренние и желание приступить к самоисправлению и самоусовершенствованию. После этого его первейшим и постоянным желанием становится готовность к неустанной борьбе с собственными греховными желаниями и наклонностями. Он начинает следить за своими мыслями, чувствами, стремлениями, которые либо порождены внутри него самого, либо привнесены извне. Он анализирует их и, если они противоречат совести и Евангелию, старается изгнать их из своей души, а если соответствуют им, пытается исполнять. Он постоянно говорит самому себе: душа моя, вставай, не предавайся самозабвению, вооружись терпением и бодростью, борись со злом и побеждай его. Приведем житейский пример того, когда и как может человек бороться с грехами и побеждать их. Какого-либо человека товарищи обидели чем-то, оскорбляют речами, вредят делом. А он все это терпит, не гневается, не бросается на обидчиков с ругательными словами, не относится к ним, как к врагам, и не ждет удобного случая, чтобы отомстить. Он им прощает всем сердцем. Или, вот человек видит счастье и успехи товарища, и он, напрягая волю свою, следит, чтобы в нем не зародилось чувство зависти. Или, услышав разговор, где ругали кого-либо и поносили, он не бежит к тому человеку и не передает содержание разговора. Или, видя кого-либо, лишенного природой ума или с физическим недостатком, воздерживается, не смеется над таким, а, наоборот, пытается помочь, чем может, чтобы согреть душу того несчастного человека.

Безусловно, человек не сможет сразу, моментально и сиюминутно, отказаться от всех своих греховных наклонностей. На первых порах он потерпит поражение, но постепенно начнет одерживать победы, только необходимо, чтобы он не терял надежду, веру и жизненную энергию.

Таким образом, начав сопротивляться своим злым наклонностям и желаниям и одолевать их, человек становится на верный путь самосовершенствования, привыкает греховные желания отвергать, а добрые дела и помыслы осуществлять. Эту счастливую привычку человек должен приобрести в юности, так как позднее, когда он заплывет в бурный поток жизни, когда обзаведется семьей, когда умножатся различные заботы, мысли и потребности, когда укрепятся в нем греховные страсти, – тогда уже тяжело, очень тяжело с ними бороться.

Только тогда человек твердо встанет на путь, ведущий к обновлению души, когда приступит к воспитанию своей воли, исполнению воли Божией и уклонению от пороков. Тогда, только тогда будут угодными и приятными Господу его молитвы и чтения духовных книг, только тогда соединится он с Господом.

Сожаление вызывает то, что хотя многие усердно читают Священное Писание, тщательно изучают его и часто молятся, но все же не могут приблизиться к Богу, так как они без должного внимания оставляют главное – закалку и тренировку воли, самоисправление, из-за чего нет необходимой взаимосвязи между их благими намерениями и реальными действиями.

Митрополит Давид (Качахидзе) (1872-1935)

Перевел с грузинского Мераб Джикия

Православие.ru 5 марта 2011 года


<