Новости Кубанской митрополии

16 Ноября 2010

Сегодня, 23:30

 Эти слова Николая Бурляева, известного российского актёра и режиссёра, президента кинофестиваля «Золотой витязь» (Москва), наверное, наиболее точно выразили общее мнение участников Круглого стола «Современный православный кинематограф: особенности и проблемы организации производства и проката», который проходил 13 ноября, с 10 до 13 часов, в конференц-зале на Красной, 5, в рамках XII Кубанского международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол».

Такой формат профессионального общения давно назрел. О серьезности проблемы свидетельствует то, что даже трех часов, отведенных для дискуссии, не хватило, и участники обсуждения отложили принятие итогового документа.

Член оргкомитета фестиваля с самого его зарождения, научный сотрудник НИЦ ГНТУ «Кубанский казачий хор» Ю.А. Торгашов озвучил следующие вопросы, на которые предстояло дать ответ собравшимся президентам фестивалей православных фильмов:

– Где найти качественные православные фильмы обычному зрителю или оргкомитету фестиваля?

– Каковы должны быть единые правила православного информационного поля?

Также он предложил выработать, если получится, итоговый документ встречи.

По мнению Ю. А. Торгашова, формирование единого православного информационного поля, которое включало бы в себя и православный кинематограф, стало насущной необходимостью. При этом Синодальный информационный отдел мог бы выступить регулятором этого процесса, а также помочь в создании профессиональной обучающей среды. Пока же нет единого механизма распространения и обмена информацией, необходимо налаживать горизонтальные связи.

Президент кинофестиваля «Радонеж» Е.К. Никифоров пояснил, что обучающая среда уже, по сути, создана на последнем фестивале православных СМИ «Вера и слово», который теперь проводится как раз под эгидой СИНФО, а формат кинофестиваля предполагает лишь мастер-классы, которые являются элементом профессионального общения. Что касается проблемы трансляции фестивальных фильмов, то показом могли бы заняться замороженный ныне канал «Спас» и канал «Союз».

Руководитель издательского отдела Екатеринодарской и Кубанской епархии М.А. Черкашина назвала еще один путь фильма к зрителю – через краевые, областные, муниципальные телерадиокомпании, особенно те, которые занимаются собственным программированием. В большинстве случаев это зависит от позиции главы субъекта или муниципального образования, но сегодня этот путь менее сложный, нежели десять лет назад. Во всяком случае, попасть на местные ТРК проще, чем на федеральные каналы.

Монахиня София (Ищенко), президент кинофестиваля «Встреча» (г. Обнинск), поделилась опытом тиражирования и распространения фестивальных фильмов, что дает возможность обеспечить финансирование следующего фестиваля, при этом с каждым автором заключается индивидуальный договор и отчисляются т.н. потиражные.

В связи с этим не могла не всплыть проблема нарушения авторских прав, которая сегодня является бичом всех издателей. Священник Александр Акулов призвал напоминать всем сотрудникам церковных лавок и прихожанам о том, что воровство – это грех, а «пиратство», то есть незаконное копирование и тиражирование фильмов с целью наживы, и есть воровство, и оно не может быть оправдано никакими «ради Церкви» или «ради батюшки».

Олег Григорьевич Урюмцев, президент фестиваля военного кино имени Юрия Озерова, также призвал коллег-президентов фестивалей не ставить условием участия в фестивале отказ от авторских прав, так как это не дает возможность автору даже возместить затраты на производство фильма, тем более – создать новый, а без автора фестиваль не существует.

При этом все участники подтвердили, что готовы к тому, чтобы давать людям безвозмездно приобщаться к православному кино. Так, Е.К. Никифоров выкладывает фестивальные фильмы «Радонежа» на сайте, но делает это в качестве, пригодном лишь для просмотра, но не для тиражирования, а рядом помещает контакты автора.

Режиссёр, директор АНО «Краснодарская студия» Валерий Григорьевич Тимощенко призвал еще раз определить цели православных кинофестивалей. По его мнению, фестивали существуют ради зрителей, но не только той тысячи человек, которая в зале, а ради потенциальной аудитории за его стенами. Еще они существуют ради школы, то есть ради профессионального общения, которое взаимообогащает создателей православного кино.

В процессе обсуждения проблемы продвижения фестивальных фильмов у отца Александра Акулова возникла идея создания единого фестивального сайта. Идея понравилась всем. Такой сайт, где сообщались бы сроки проведения и программы фестивалей, позволил бы координировать их проведение. Он давал бы возможность получать информацию о лауреатах сразу всех фестивалей, знакомиться с их фильмами и, может быть, даже заказывать копии фестивальных фильмов. Так и сформируется единое информационное поле. Евгений Никифоров призвал для начала обменяться ссылками и баннерами всем участникам круглого стола. Что до единого фестивального сайта, то его создание мог бы взять на себя кубанский фестиваль, который по сути уже является Фестивалем фестивалей. Еще президент «Радонежа» напомнил, что рынок православного кино крайне узок, а потому проблема финансирования не может быть решена обычным рыночным путем. «Нужно искать гранты», – призвал он своих коллег.

Николай Петрович Бурляев не присутствовал в начале обсуждения, у него была встреча со зрителями. Но он мгновенно уловил суть проблемы и споров вокруг нее.

«Двадцать лет я занимаюсь фестивалями. Но я не делец и даже не из тех, кто понимает, как задействовать механизм распространения наших фильмов хотя бы по России», – честно признался президент «Золотого витязя». Он рассказал о своем давнем споре с Дондуреем о российском прокате, где несколько тысяч кинотеатров, построенных на деньги зарубежных инвесторов, показывают российскому зрителю зарубежные фильмы, а если в них и идут отечественные фильмы, то скроенные по заморским лекалам. На сегодня в фонде «Золотого витязя» собралось несколько тысяч фильмов, а за четыре года удалось осуществить всего 150 премьерных показов, и то почти подпольно. Выход Николай Петрович видит в создании альтернативного кинопроката, который помог бы вытащить культуру из рынка. Он также поддержал создание единого информационного поля и предложил всем собравшимся принять участие в Славянском форуме искусств, который будет проходить с марта по декабрь по разным направлениям.

Будет ли в конце фестиваля подписан некий единый итоговый документ? Вопрос пока остался открытым. Президентам православных кинофестивалей оказалось не так легко договориться о совместных действиях, хотя болевые точки были обозначены.

Пресс-служба Екатеринодарской епархии