В №10 журнала "Ивановский бизнесъ" опубликована статья руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) "Тайна хрустального гроба", посвященной ивановской и родниковской городским легендам о хрустальных гробах. Предлагаем эту статью нашим читателям.
Сегодня мы расскажем об ивановской и родниковской городских легендах про хрустальный гроб. В ограду Успенского кафедрального собора входит территория одного из старейших ивановских кладбищ. Оно возникло в XVIII столетии. Здесь погребены тысячи православных жителей села Иваново, а затем города Иваново-Вознесенска. К 1933 году, когда безбожной властью был закрыт Успенский храм, кладбище продолжало действовать, на нем всё еще было много свежих могил. Рабочие Меланжевого комбината подписали коллективную просьбу в горсовет о сносе кладбища, на котором были погребены их родители и предки. В итоге надгробия и кресты снесли, могильные холмики сравняли с землей. Кладбище переименовали в сад «Меланжист». В народе это место получило название «Сад живых и мертвых». На захоронениях устроили летний кинотеатр с характерным названием «Балаган» и танцевальную площадку. Здесь же работало несколько пионерских кружков, в том числе секция юных натуралистов, разбившая большой огород. Подростки под предлогом работ на огороде, разрывали могилы, вытаскивали из них ценные предметы – часы, цепочки, украшения и т.д. Кости выбрасывали из могил, черепами играли в футбол. И вот однажды подростки наткнулись на совершенно целый хрустальный гроб, в котором лежало тело девушки. Останки юные варвары выбросили, а сам гроб разбили. Так гласит ивановская городская легенда. Подобная легенда есть и в городе Родники.
Анна Михайловна Красильщикова
Она связана с именем известной родниковской предпринимательницы Анны Михайловны Красильщиковой. Предок ее мужа, Михаила Антоновича, крепостной крестьянин Григорий, в начале XIX столетия завел в селе Родники красильное производство, отчего происходит и его прозвище Красильщик, и фамилия потомков – Красильщиковы. В 1875 году, после смерти своего супруга, Анна Михайловна стала руководить семейным бизнесом – текстильным производством. Взяв кредит, Анна Михайловна продолжила начатое ее мужем строительство ткацкой фабрики. Руководя своим предприятием, Анна Михайловна, вставала в шесть утра, а ее рабочий день длился до десяти часов вечера. При этом она воспитывала шесть детей. Анна Красильщикова вникала в каждую мелочь фабричного производства, вела строго-аскетический образ жизни. Современники вспоминали, что эта крупная предпринимательница имела всего два платья: будничное и праздничное. Благодаря невероятным усилиям Анны Михайловны семейное дело активно развивалось. На фабриках Товарищества мануфактур «Анна Красильщикова с сыновьями» в 1913 году будет трудиться около 10 тысяч рабочих и служащих. В 1889 году Анна Красильщикова открыла при фабрике школу. Сначала два учителя обучали здесь 70 учеников. Двадцать лет спустя в родниковской школе училось уже 430 детей при 12 учителях. Еще шесть школ были построены в ближайших деревнях. Благодаря Анне Михайловне в Родниках появилась больница. Вскоре здесь будут основаны библиотека, технические курсы для молодых рабочих, а в начале XX века появится и Народный дом с кинематографом.
Храм Илии Пророка села Родники
В 1887 году Анна Михайловна на свои средства перестроила и благоустроила в Родниках пятиглавый храм в честь Илии Пророка. Через дорогу она возвела для своей многочисленной семьи трехэтажный особняк. Родниковская легенда гласит, что Анна Красильщикова велела прорыть между особняком и церковью подземный ход, чтобы можно было в любое время дня и ночи тайно прийти в храм помолиться. Так ли это – неизвестно, этот ход безуспешно ищут уже много десятилетий. Анна Красильщикова скончалась в своем загородном имении в 1902 году. Безмерно уважавшие ее рабочие на руках несли гроб Анны Михайловны 8 верст до Родников. В Родниках считается, что Анна Михайловна Красильщикова была погребена возле храма Ильи Пророка в хрустальном гробу. Сама церковь была снесена в 1956 году, а место погребения Анны Михайловны затерялось. Могут ли быть реальные основания у ивановской и родниковской легенд про хрустальный гроб? Думаю, что да. Такой гроб – устойчивый элемент европейского фольклора на протяжении столетий. Он нем рассказывает известный итальянский поэт и собиратель сказок Джамбаттиста Базиле, живший в конце XVI – начале XVII века. Этот же сюжет затем встречается в сказке братьев Гримм о Белоснежке. Русский фольклор был очень тесно связан с фольклором европейским. Александр Сергеевич Пушкин Русское общество конца XIX– начала XX века хорошо знало творчество Александра Сергеевич Пушкина, в том числе его «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В ней описывается, как заколдованную молодую царевну положили в хрустальный гроб:
«Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили — и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили, И решеткой оградили; И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе. Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса».
Владимир Федорович фон дер Лауниц
В истории России начала XX века есть пример подобного захоронения в хрустальном гробу. 21 декабря 1906 года террористом был убит градоначальник г.Санк-Петербурга Владимир Федорович фон дер Лауниц. По личному распоряжению святого царя-страстотерпца Николая II он был погребен в родовом имении в хрустальном гробу на цепях (село Каргашино современного Сасовского района Рязанской области).
Могила фон дер Лауница. Современный вид
В советские годы могила фон дер Лауница была разграблена. Ныне здесь восстановлено надгробие. Раз петербургского градоначальника могли похоронить в хрустальном гробу, то и какой-нибудь скорбящий состоятельный житель Иваново-Вознесенска под влиянием романтических строк Пушкина мог так же похоронить свою дочь или юную супругу. А спустя пару десятков лет дикие юные варвары, пионеры-юнаты, выкинули ее из гроба….
Игумен Виталий (Уткин)
В части повествования об Анне Михайловне Красильщиковой использованы некоторые сведения из статьи Анны Парышевой «Родники: и подземный ход, и хрустальный гроб» (Ивановская газета, 27.12.2013 г.)