Новости Ивановской митрополии

Профессор МГУ А.В. Щипков о политических последствиях евхаристической экклезиологии

Источник информации: Ивановская митрополия
18 Октября 2021

Рекомендуем посмотреть новую передачу первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессора философского факультета МГУ, декана социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова, доктора политологии Александра Владимировича Щипкова на телеканале «Спас». Она называется «Мирянин, священник, епископ» и посвящена сравнению двух моделей церковного устройства – евхаристической экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева, которую А.В. Щипков называет протестантствующей и еретической, и кафолической модели, где носитель апостольского преемства, епископ стоит во главе евхаристической общины. Александр Владимирович крайне интересно выводит здесь церковно-общественный активизм, в том числе новомодную «борьбу за экологию», именно из протестантствующей модели. В последней, по сути, церковное устройство «конфедерации православных приходов» оказывается одним из инструментов создания гражданского общества. В передаче отвергается идея фиксированного членства в приходе, она рассматривается на примере крепостнического Приходского устава 1918 года, закабалившего прихожан священнику.

А.В. Щипков анализирует существующие в богословском дискурсе взгляды на устройство православной общины: кафолический и изложенный в трудах протоиерея Николая Афанасьева. Аналитик приходит к выводу, что в рамках евхаристического богословия протоиерея Николая Афанасьева община приобретает особое сакральное значение, как бы становясь самостоятельной Церковью, а Вселенское Православие состоит из множества таких общин, что представляет собой протестантскую модель, искусственно перенесенную в Православие.

А.В. Щипков полагает, что введение республиканизма в Церкви - это попытка разрушить Её догматический и канонический строй и нет никакой иной модели церковной жизни кроме епископа как главы евхаристической общины, вокруг которого строится вся общинная жизнь.


??Внутри:

1:00 – любые разговоры об устроении общинной, приходской жизни всегда относятся к выстраиванию взаимоотношений между мирянами, священниками и епископами

1:30 – евхаристическое богословие – учение, сформулированное протоиереем Николаем Афанасьевым о том, что источником Евхаристии является народ. В этой конструкции священник – представитель народа, которого приглашает община для совершения Литургии

2:30 – Евхаристия – центр церковной, литургической жизни

3:00 - с точки зрения протоиерея Николая Афанасьева Литургию совершать невозможно, если нет паствы и никто не пришел в храм

4:00 - идеи евхаристической экклезиологии протоиерея Николая Афанасьева начали распространяться уже с 1970-х годов

6:00 - в рамках евхаристического богословия протоиерея Николая Афанасьева община приобретает особое сакральное значение, как бы становясь самостоятельной Церковью

7:00 - по логике евхаристической экклезиологии Вселенское Православие состоит из множества таких общин. Это - протестантская модель

8:30 - другая экклезиологическая модель, которая также строится вокруг Евхаристии - кафолическая: источник Евхаристии - Христос, совершает Евхаристию епископ, а община собирается вокруг епископа, который является главой общины

9:30 - евхаристическая модель протоиерея Николая Афанасьева сформировалось под влиянием протестантского богословия

10:00 - в течение всего ХХ века протестантское богословие оказывало довольно заметное влияние на Православие и православное богословие

11:00 - с секулярной точки зрения между мирянами, священниками и епископами идет постоянная борьба, однако это антицерковный взгляд

12:00 - в начале ХХ века соборность стали понимать как парламентаризм - взаимоотношения внутри Церкви по секулярной модели. С этой точки зрения нередко рассматривают Поместный Собор 1917-1918 гг.

14:00 - введение республиканизма в Церкви - это попытка разрушить Её догматический и канонический строй

15:00 - задача Церкви - спасение души для вечной жизни, а республиканизм - это попытка обустройства жизни общества на земле

15:30 - республиканизм в Церкви - это попытка Её превращения в институт, который должен способствовать развитию гражданского общества

16:00 - модель, предложенная протоиереем Николаем Афанасьевым перестраивает церковную иерархию на протестантский манер: во главе Церкви оказывается народ, совершает богослужения духовенство, а епископат становится выборным

19:00 - священники - это помощники епископа, которые по его благословению совершают Литургию

20:00 - задача разукрупнения епархий, проведённого Святейшим Патриархом Кириллом, - приблизить епископат к духовенству и народу

22:00 - введение списочного состава прихожан - заимствованная у протестантов модель устройства общины

23:00 - стремление усвоить общине статус юридического лица, независимого от централизованной религиозной организации может привести к невозможности общины защитить свой храм, что мы и видим на Украине

25:00 - нет никакой иной модели кроме епископа как главы евхаристической общины, вокруг которого строится вся общинная жизнь.