Новости Ивановской митрополии

Источник информации: Ивановская митрополия
26 Сентября 2013

По благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского, настоятельница Никольского женского монастыря города Приволжска - игумения Анатолия (Баршай) приняла участие в работе международной конференции "Монастыри и монашество: традиция и современность", состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Троице-Сергиевой Лавре 23-24 сентября.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
МЕЖДУНАРОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Монастыри и монашество: традиции и современность».
23-24 сентября 2013 года в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА проходила конференция « Монастыри и монашество: традиции и современность», посвященная обсуждению актуальных вопросов современной жизни монастырей и монашествующих. Конференция стала первым общецерковным форумом монашествующих в новейшей истории Русской Православной Церкви. Смотреть слайды

В конференции приняли участие постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященный Иларион, Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела Внешних Церковных Связей, Председатель Синодального Отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Высокопреосвященный Феогност, Архиепископ Сергиево- Посадский, 11 архиереев, 20 наместников и игуменов мужских монастырей, 46 игумений женских обителей, а также 66 монашествующих из разных обителей. Среди участников конференции - члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, а также члены Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В конференции приняли активное участие представители братских Православных Церквей: митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь), игумения Елена, настоятельница Свято-Спасского монастыря в Жиче с сестрами обители (Сербская Православная Церковь), игумения Анастасия, настоятельница монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Белостоке и игумения Агния из Свято-Успенского монастыря с сестрами обители (Польская Православная Церковь), игумения Мария из Свято-Елисаветинской обители (Мюнхен) из Русской Православной Церкви заграницей, а также представители Святой горы Афон - насельники монастырей Симонопетра, Кутлумуш и скита святой Праведной Анны. Всего было зарегистрировано 143 участника.
Под кровом обители Преподобного Сергия собрались для обсуждения современных вопросов и проблем монашеской жизни архиереи, игумены и игумении, а также монашествующие-представители православных обителей. Главной темой докладов и продолжительных дискуссий стал проект « Положения о монастырях и монашестве», подготовленный Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.
В результате двух дней работы конференции, проходившей в атмосфере братского общения и живого обмена опытом, были подтвержены основополагающие принципы проекта документа « Положение о монастырях и монашествующих».
Завершая работу конференции, участники постановили:
I.Выразить глубокую сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ, благословившему проведение данной конференции, что стало еще одним свидетельством постоянной отеческой заботы Предстоятеля Церкви о дальнейшем благоустроении монашеской жизни.
II. Особую благодарность выразить Его Святейшеству за Первосвятительскую поддержку и постоянное содействие в разработке проекта «Положения о монастырях и монашествующих».
I.Признать представленный проект « Положения о монастырях и монашествующих» достаточно подготовленным для прохождения дальнейших этапов общецерковного обсуждения.
II.В отношении вопросов, связанных с обсуждением проекта «Положения», подчеркнуть следующее:
1.В «Положении о монастырях и монашестве» сформулированы основополагающие принципы монашеской жизни.
2.Целью монашеской жизни является наиболее полное единение с Господом через исполнение заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему путем аскетического делания, переданного святыми отцами и осуществляемое благодатью Святого Духа в Церкви.
3.Жизнь монаха основывается на исполнении обетов целомудрия, послушания и нестяжания. Давая обет целомудрия и отказываясь от земного брака, монах обретает таинственный брак души с Небесным Женихом-Христом. В обете нестяжания монах отказывается от надежды на вещественные блага, и тем самым все упование целиком возлагает на Бога, в котором и обретает свое главное сокровище. Истинный монах есть тот, кто ничего в этом мире не имеет, кроме одного Иисуса Христа. В обете послушания отрекаясь от своей воли, монах подражает Христу и тем самым всей своей жизнью исполняет волю Божию.
4.Жизнь внутри монашеской традиции возможна только при присутствии духовного руководства. Дух Святой всегда действует в Церкви, и в ней всегда будут святые, пророки, духовные наставники. Духовная жизнь основана на таинстве послушания и веры. Игумен\игумения монастыря в полноте обладает духовной властью в обители и должен быть образом для подражания братии\сестрам своим примером монашеской жизни. Также, как Христос был для Своих учеников Учителем и Отцом, игумен\игумения обители является для братии\сестер прежде всего духовным отцом\духовной матерью, а не только администратором. Для монашествующего губительно не иметь духовной связи со своим игуменом\своей игуменией. Оказывая послушание игумену\игумении, монашествующий оказывает его не человеку, но Богу.
5.Основой возрождения монашеской жизни является возрождение в монастырях аскетической практики, молитвенного делания. Согласно древней монашеской традиции, игумен должен со многою рассудительностью заботиться о всех нуждах братии и следить за распорядком дня, чтобы было достаточно времени для молитвы и изучения Священного Писания и святых отцов. Если у монаха не будет достаточно времени для молитвенного уединения и изучения трудов, монах духовно засохнет.
6.Традиционной обязанностью монашествуюших является ежедневное участие во всем суточном круге богослужения, но продолжается в непрестанном призывании Господа в Иисусовой молитве.
7.Епископ, как отец и добрый пастырь, является предстателем и попечителем монастыря. Монашествующие видят в епископе благого архипастыря, который с любовию пасет свое стадо, и повинуются ему в духе евангельской любви, как к отцу. Епископ же заботится о монастыре, оказывая обители духовную поддержку и содействуя его становлению и процветанию.
8.Каждый монастырь должен иметь свой внутренний устав, который утверждается правящим архиереем. Епископ должен прежде всего наблюдать, чтобы этот устав соблюдался в точности и без изменений.
IV.Признать полезным для развития монашеской жизни регулярное проведение общецерковных конференций по актуальным темам монашеской жизни с участием представителей Поместных Православных Церквей.
V.Считать целесообразным продолжение обсуждения и обмена опытом по важнейшим богословским и практическим вопросам жизни современных монастырей и монашествующих на Международных Образовательных Рождественских Чтениях 2014 года.