Новости Калужской и Боровской епархии

25 Мая 2015
22 Май 2015

22 мая Святая Церковь памятно чтит перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Накануне праздника в храме в честь Рождества Богородицы (Никитском) в г. Калуге было совершено торжественное всенощное бдение с литией, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма священника Димитрия Новикова и священника Максима Коновалова при диаконе Димитрие Маркове. На полиелее в центре храма перед иконой святителя Николая духовенством было пропето величание: Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

В сам день праздника настоятель Никитского храма г. Калуги протоиерей Алексей Пелевин совершил праздничную Божественную Литургию в Свято-Никольском храме д. Чижовка, главный престол которого освящен в честь святителя Николая.
По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход с чтением Евангелия, а затем в центре храма был отслужен праздничный молебен.

По окончании богослужения настоятель о. Алексей Пелевин поздравил всех прихожан с праздником и произнес проповедь о жизни святителя Николая чудотворца и чудесах, совершаемых по его молитвам.


Свято-Никольский храм был заложен на месте чудесного явления иконы Николая Чудотворца в 1679 г. Из вяза, на котором была найдена икона свт. Николая, был сделан столб, в который вставлен чудотворный образ. На месте явления иконы князь Ромодановский на свои деньги заложил храм, сохранившийся до нашего времени. Его главный престол освящен в честь свт. Николая (1736), а придел - в честь вмч. Георгия Победоносца (1726). Вскоре вокруг храма выросло село, получившее название «Чижовка», от растущей в тех местах болотной травы чижи.
Храм был закрыт в 1932 г. по решению местных властей, и после закрытия в нем был размещен склад совхоза «Калужский», затем там размещали свинарник, конюшня. Столб, на котором располагалась икона, утрачен. Сама икона сохранилась и сейчас находится у В. Т. Клименко, внука последнего настоятеля храма протоиерея Иоанна Жукова, похороненного в 1947 г. рядом с храмом, справа от алтаря.
С декабря 2009 г. разрушенный храм в честь Святителя Николая Чудотворца в д. Чижовка был поручен храму Рождества Богородицы /Никитскому/ г. Калуги на восстановление. И к настоящему времени в Свято-Никольском храме проделан ряд восстановительных работ: полностью отремонтирован фасад храма, установлены купола и кресты; благоустроенна прихрамовая территория, храм подключен к постоянному электричеству, произведена разводка системы отопления. В праздничные и воскресные дни в храме совершаются богослужения.

Житие святителя Николая


Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии (на южном побережье Малоазийского полуострова). Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».
Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. По средам и пятницам младенец принимал молоко матери только один раз, и то после прочтения родителями вечерних молитв.
Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги.
Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени также Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»... Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Пресвитер Николай проявлял великое милосердие к своей пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство. Оно было полностью использовано святым на оказание помощи неимущим. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю.
По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.
Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом большого города Миры Ликийские, в котором ранее поселился не желая возвращаться в родной город Патары, где святому оказывалось много почестей и уважения. Одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай.
Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.
Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария (он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу). Желая водворить в стаде Христовом мир, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Святитель Николай был участником собора вместе со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским. В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, не стерпев богохульства Ария, ударил еретика по щеке, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.
Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса, из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.
Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу святой попросил его приплыть в Миры и продать там жито, и оставил ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 — 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне ( 9 мая).
Использованы материалы сайта: pravoslavie.ru