Новости Калужской и Боровской епархии

7 Июня 2016
07 Июнь 2016

В журнале «Православное книжное обозрение» опубликовано интервью лауреата Патриаршей литературной премии писателя Бориса Екимова.

— Кто Ваш читатель? О чем и как Вы считаете должным говорить с ним? О чем Ваши книги?

— Знаю, что у меня остались читатели старшего поколения, из времени, когда мои рассказы и повести печатались большими тиражами, до десяти миллионов. Нынешнее время — неласковое. Тиражи книг — малые. К тому же, они, в основном, остаются в Москве. Спасибо хорошим учителям и библиотекарям, которые стараются приохотить молодых читателей к достойному чтению, в том числе и к моим рассказам. Спасибо интернету, потому что учителя и школьники ищут и находят там мои произведения. В библиотеках моих книг все меньше: старые ветшают, а новые не на что купить.

С читателями я пытаюсь говорить о самом главном: о жизни на земле. Так уж, слава Богу, повелось, что русская литература — это размышление о днях и судьбах людей, страны, мира. Литературе дано главное — жизнь человеческая. Короткая — в птичий посвист, но в ней можно уместить бесконечное: счастливые дни, минуты, мгновения, мир земной во всей его полноте.

Русская литература во все времена несла на своих плечах не только груз своего основного назначения — сохранения языка, но брала на себя и многое другое. В первую очередь, честное историческое повествование. Особенно в те годы, когда историческая наука врала или молчала.

Еще одним немалым служением русской художественной литературы было воспитание человека, если угодно, учительство. Ненавязчивое внушение простых, но великих истин, правил людского бытия: честность, трудолюбие, доброта, совестливость — как прочной основы жизни. Это особенно важно было в те времена, когда христианская вера почти на век была растоптана государственной властью. Нынче на нашей земле возрождаются храмы. Но Бог не в бревнах, а в ребрах. В душе человеческой мораль христианская созидается много труднее и медленней.

Смею надеяться, что я тоже имею прикосновение к этим задачам великой русской литературы.

— В чем состоят главные беды сегодняшней русской литературы, и на что есть надежда?

— Главные беды — в попытках (ныне довольно успешных) принизить роль и значение русской литературы, книги, писателя в жизни страны. Инструменты для таких дел: лом и кувалда, то есть экономическое удушение добросовестных издательств, книжных магазинов, литератора, как профессии. Взамен, вместо хлеба насущного, духовного — пирожное с марихуаной.

Надежда — на здравый смысл, на историческую память русского народа. Художественная литература в России настолько вросла в жизненный людской обиход, что порою становится будто бы незаметной, естественной, словно воздух, вода.

Русская литература в своих лучших произведениях обладает такой удивительной силой, что созданное ей — это уже не просто образы изящной словесности, а живые люди, которые шагнули со страниц книг в нашу жизнь и остались в ней, и останутся там еще надолго. Художественная литература выходит из народа и укорена в нем навсегда. В этой надежде, в этой уверенности продолжается жизнь страны и самой литературы.

— Как должен быть устроен курс русской словесности в школах? Какие авторы и как должны быть в нем представлены?

— Курс русской словесности в школах должен вернуться в проверенное надежное русло: учебники, хрестоматии, должны содержать в себе лучшие образцы русской классической литературы, как это было в наших старых букварях от первого до десятого-одиннадцатого классов. Это наш золотой запас — надежная основа для духовного созидания молодых людей. Хочу отдельно сказать спасибо учителям русского языка и литературы, современным подвижникам просвещения, которые оказались намного мудрее и честнее наших правителей. Они — истинные герои сегодняшней, а главное — завтрашней России.

Беседовал Илья Агафонов

Издательский совет РПЦ