Новости Калужской и Боровской епархии

1 Октября 2016
01 Октябрь 2016

Доклад иерея Виталия Шатохина на круглом столе «Православная позиция на политические и социальные явления в обществе» в г. Обнинске, проводимом в рамках XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии: «Политические предпочтения православного христианина».

Это может показаться странным – говорить о христианской политике в те дни, когда в каждом православном храме предложен для поклонения Крест Христов (1).

Ведь Распятие – это орудие казни и результат несправедливого человеческого суда самой совершенной на тот момент политической системы мира над Кем? Над Творцом Вселенной... Казалось бы – этим исчерпывается разговор о том, чего стоит создание «справедливого» мироустройства человеческими силами. Но это человеческими силами без Бога. А что если появляется возможность (и история знает такие примеры) направить эти немощные человеческие усилия на то, чтобы в жизни общества осуществились Божьи замыслы и заветы? Что, если политик старается исходить из того знания о Божественных законах, в соответствии с которыми Творец созидал этот мир, и которые Он Сам открыл в Своем Откровении? Можем ли мы говорить в этом случае о христианской политике и христианах-политиках? Думаю, можем. Ведь, «политика – это такая же сфера жизни как земледелие, экономика, медицина, и в каждой из этих сфер можно разрушать, а можно созидать» . Политик-христианин обязан созидать (2).
Впрочем, возможности политического ресурса в деле изменения окружающей действительности человеческой жизни весьма ограничены. Особенность христианского взгляда на политику выражается в том глубоком убеждении, что идеальная организация жизни всех людей на Земле невозможна. Земной рай, построенный политическими средствами – это утопия, это грёзы Великого Инквизитора (3), это обман и миф. Конечно, в рамках той или иной национальной культуры в тот или иной исторический момент может быть более уместным и более соответствующим контексту происходящего какое-то конкретное политическое направление. Но при всем при этом, мы прекрасно понимаем, что ни одна из форм государственного правления и ни одна из возможных политических партий (даже самая уместная в данном историческом контексте) никогда не сможет обеспечить безбедное и беспечальное существование людей на Земле. Никогда. Для христианина это аксиома. «В мире скорбны будете» (Ин 16: 33). Земная жизнь – юдоль страданий и место слез, которое определил человеку Сам Бог, изгнавший Адама из Рая. И всерьез думать, что этот мир можно превратить в рай политическими средствами – наивная благоглупость. Отечество наше на Небесах, – говорит апостол (Фил 3: 19), и то идеальное устройство жизни человека, о котором знает христианин, и к которому должен стремиться – это Царство Небесное, Царство Христово, которое, как сказал Сам Христос «не от мира сего» (Ин 18: 36).
Однако, значит ли это, что христианину совершенно безразлична форма того земного мироустройства в рамках которого он совершает свой путь в Царство Небесное? Совсем нет. Осознавая себя на земле странником, и не строя никаких иллюзий насчет земного счастья и благоденствия, христианин в то же время призван быть закваской и солью того мира, и того общества в котором он оказался волею Божественного Промысла. Это значит, что христианин призван менять этот мир. То есть он не только не должен быть безразличным, правильнее сказать, что он обязан быть небезразличным к той действительности, которая его окружает, он призван ее преобразить. И не только отдельно взятый христианин, но и вся Церковь, как соборное единство тех людей, которые приобщены к Богу, обязаны быть свидетелями правды Божией в этом мире, т.е. всеми силами являть Богом заповеданное отношение и к человеку, и к природе и к жизни в целом. Проще говоря, христиане должны стараться повлиять на то, чтобы, еще находясь в мире земном, наполненном болезнями и скорбями, невзгодами и треволнениями, которые неизбежны, люди учились жить по законам мира Небесного, по законам Божиим (4). И, выражаясь современным языком, толерантно наблюдать за тем, как Божьи законы попираются, христианин не может. А всё вышесказанное означает, что участие христианина в политической жизни – есть дело естественное и закономерное. Но в чем же это участие заключается, если политика – это по преимуществу деятельность, направленная на получение, удержание и использование власти? Неужели христианин должен ввязываться в борьбу за власть!? Мне представляется, что для христианина в политической жизни более уместна несколько иная функция.
Исторически так сложилось, что первыми христианами, вышедшими на политическую арену, выступавшими с политическими заявлениями и ввязавшимися в политическую борьбу были апологеты. Известные нам апологеты I–II вв. – это, как правило, профессиональные юристы, адвокаты, ораторы, защищавшие интересы христиан перед власть имущими. Роль адвоката в суде – защищать честь, права и, если понадобится, жизнь того, кто рискует этого лишиться. Представляется, что именно в этом заключается миссия христианина-политика: именно защищать христианское общество от любой общественно-политической угрозы.
И теперь, прежде чем мы скажем о приоритетах христианина в области политики, хочу еще раз оговориться, что речь не идет о предпочтении какого-либо конкретного политического устройства. На примере тысячелетней истории существования Российского государства несложно показать, что отвечать христианским принципам могли совершенно разные модели политического устройства нашего общества. Мы помним и самобытную демократическую «вольницу» вечевых республик Новгорода и Пскова, и удельную раздробленность Киевской Руси, и Московскую монархию с регулярным созывом своеобразного Парламента – Земского Собора, и абсолютную монархию – Империю Романовых. При этих, столь разных политических формах правления, российское общество оставалось христианским, и принципы христианской этики оставались неизменными. Поэтому, речь пойдет не о политических моделях организации общества, а о христианских ценностях, требующих политической защиты.
Итак, каковы же неизменные ориентиры христианской политики, или лучше сказать, какие ценности в общественно-политической жизни всегда будут оставаться приоритетными для православного христианина, и защита которых должна оставаться важнейшей частью его общественной жизни?
1. Образ Божий в человеке. По учению Христианской Церкви, мы приходим в этот мир, неся на себе отблеск Божественной красоты, пусть и затемненной грехом. Священное Писание называет это образом Божиим в человеке (Быт 1: 26-27). В чем он выражается? В таких (в разной степени, но все-таки врожденных человеку) качествах, как: совестливость, стыдливость, целомудрие, религиозность, чувство красоты, способность к созидательному труду, т.е. творческое начало. Мы не можем позволить попирать эти качества в человеке, и должны выступать на их защиту всякий раз, когда чья-либо политическая воля направлена на искажение в человеке Божественного образа.
2. Семья. Первую семью создал Сам Бог. То есть брачный союз мужчины и женщины – это Богом установленный союз. А что «Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19: 6). Человек должен рождаться в семье, воспитываться в семье и призван создать семью. Защита семьи в настоящее время – дело наиважнейшее и актуальнейшее, поскольку агрессивное наступление (и именно политическое) на семью наблюдается невооруженным глазом. «Христиане всегда будут ориентироваться на ту политику, которая укрепляет права семьи, а не абстрактные права человека» .
3. Отечество. Страна, к которой христианин принадлежит по своему рождению и, главное, по своей культуре – это его большая семья. Все, что сказано относительно семьи может быть сказано и в отношении Отечества. Поэтому неудивительно, что христианин всегда будет заботиться о своем Отечестве, о сохранении культурной идентичности и национальной традиции своей Родины. Православные христиане – всегда традиционалисты и патриоты. Все, что служит укреплению Отечества и сохранению его границ и традиций – сильная армия и эффективное здравоохранение, развитая наука и высокая культура, – все это для христианина входит в число важнейших жизненных ориентиров и задач.
4. Природа. Ни для кого не секрет, что экологические проблемы перестают быть абстрактными. Необходимость охраны природы осознается вовсе не только христианами, но всяким человеком, который способен думать шире границ своей собственной жизни. Решение этой проблемы начинается во дворе собственного дома и не заканчивается принятием соответствующих законов в Государственной Думе. Есть и что охранять и от кого охранять, и это действительно область большой политики.
Итак, все просто: личность, семья, отечество и природа. Просто. Но не следует думать, что эти ценности самоочевидны и не требуют защиты со стороны христианина. Современная жизнь демонстрирует обратное. И Божественные черты человеческой личности, и семья, и отеческие традиции, и природная гармония окружающего мира оказываются порой беззащитными перед недоброй человеческой волей, наделенной властью. Встать на защиту этих ценностей, воспрепятствовать процессу разложения общества, нравственности, государственности – долг каждого, кто помнит слова: «Вы – соль земли» (Мф 5: 13).

1. Доклад зачитан 30.09 – в церковном календаре этот день входит в период попразднства Воздвижения Креста Господня.
2. Зубов А.Б. Христиане и политика: гонящая Церковь и гонимая Церковь // Полис. Политические исследования. 2008. № 2. С. 19. Соглашаясь с вводными тезисами данной статьи, не можем согласиться с выводами, сделанными автором.
3. См. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга пятая: PRO и CONTRA. V. Великий инквизитор.

4. Ср. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999. С. 10: «Но если христианское учение ведет к Небу, то оно научает и тому, как жить на земле, чтобы прийти к Небу».