Новости Калужской и Боровской епархии

4 Июня 2017
04 Июнь 2017

4 июня 2017 года. День Святой Троицы. Пятидесятница. В Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги прошли праздничные богослужения.

Божественную литургию на престольный день возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Козельский и Людиновский Никита, епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии, а также духовенство Калужской и Козельской епархий: иерей Максим Лихонин - ключарь собора, иерей Антоний Хатунцев, иеромонах Василий (Скоренко) - проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, иеромонах Иоанн (Король) - проректор Калужской духовной семинарии по научной и богословской работе, протодиакон Сергий Комаров – руководитель пресс-службы Калужской епархии, диакон Виталий Эркин, диакон Константин Штанкевич.

После сугубой ектении владыка Климент вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнили хоры Калужской духовной семинарии и Калужского духовного училища.

По завершении Литургии митрополит Климент, епископ Никита, епископ Серафим в сослужении духовенства совершили Великую вечерню с великим прокимном "Кто Бог велий.." и чтением коленопреклонных молитв.

По окончании всех молитвословий владыка Климент поздравил свою паству с Днем Святой Троицы и престольным праздником собора.

Почему Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, совершается сразу, не дожидаясь вечера?

Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека — помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.

У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация — это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая — после великого прокимена («Кто Бог велий...»), вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («...услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный...»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («...светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся...»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «...и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения...».

В самом конце вечерни — третья из ее особенностей — длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый...». В его вводной весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с воплощения, заканчивая крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.