Новости Калужской и Боровской епархии

1 Февраля 2018
01 Февраль 2018

Выступление заведующей информацинно-методическим кабинетом отдела образования администрации муниципального района «Боровский район» Мурашовой Елены Юрьевны на Секции «Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством, обществом и СМИ: опыт Калужской митрополии» в рамках конференции «Православное образование. Аспекты регионального опыта» по I направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Муниципальный уровень методической поддержки преподавания ОПК:
опыт, проблемы, перспективы.

Презентация

Уважаемые участники секции, коллеги! Позвольте от лица отдела образования, всего педагогического сообщества Боровского района приветствовать вас и особо подчеркнуть важность темы нашей секции, как для общества в целом, так и для каждой семьи, каждого гражданина страны. Время меняет ориентиры, мировоззрение. И мы, руководители, педагоги, родители, несем особую ответственность за состояние нравственности наших детей, нашего будущего (слайд 1).

В работе Форума принимает участие небольшая делегация наших педагогов, с опытом которых знакомы не только коллеги из района, Калужской области, но и из других регионов страны. Смею всех заверить, что работа многих моих коллег, образовательных организаций была бы интересна и востребована в формате нашего разговора. И это неслучайно: бесценное духовно-нравственное наследие нашего края, социо-культурный подход к проблеме воспитания детей на протяжении более двух десятилетий формировали траекторию нашего развития, способствовали важному делу духовно-нравственного воспитания молодежи в нашем районе. (слайд2)

Напомню: Боровская земля связана с именами многих выдающихся деятелей культуры, науки, военного искусства. К ним относятся адмирал русского флота Д.Н. Сенявин, художник-передвижник И.М. Пряничников, великий математик и конструктор П.Л. Чебышев, врач, основатель научной школы Ф.И. Иноземцев. В Боровске начиналась учительская и научная деятельность родоначальника космонавтики К.Э. Циолковского. В конце прошлого века здесь жил и учительствовал Николай Федорович Федоров – мыслитель-утопист. Главной достопримечательностью Боровска и популярным местом паломничества был и по сей день остается Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Мы отчетливо понимаем меру своей ответственности за сохранение этого богатого национального наследия, за возрождение и поддержание духовной традиции в современном мире (слайд 3).
Уважаемые коллеги! Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Эта задача закреплена в Федеральном законе №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 87) прописаны особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ, заложено обязательное приобщение школьников к изучению духовной традиции отечественной культуры

Мы знаем, что в соответствии с федеральными образовательными стандартами процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс становления его личности, обретения им духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В этом смысле, именно изучение основ православной культуры способствует воспитанию у школьников уважения к истории, культуре, языку, семье, Отечеству.

(слайд 4) Работу в этом направлении мы начинали очень давно: в 1994 году три школы ввели преподавание курса ОПК в пилотном варианте в форме факультативов и кружков.

Перед районной методической службой встала задача организации работы с учителями, которые начали эту деятельность, по формированию содержания курса, подбора приемов и методов преподавания. С этого времени началось наше тесное сотрудничество с А.В. Бородиной, автором программы, где уже четко была выстроена содержательная культорологическая компонента. Вначале особое внимание мы уделили семинарам при непосредственном участии Аллы Валентиновны с руководителями, которые должны были проникнуться пониманием важности изучения ОПК. Далее на базе этих школ организовывались теоретические и практические семинары, с открытыми уроками, внеклассными мероприятиями. Возрастало количество учителей и школ, заинтересованных в преподавании курса. Нам не хватало знаний по теологии, и тогда был организован постоянно действующий в течение нескольких лет семинар со священнослужителями Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Слова искренней благодарности мы и сейчас говорим епископу Серафиму (в то время наместнику Свято-Пафнутьева Боровского монастыря). Очень много совместных дел, мероприятий было проведено именно по его инициативе. Спасибо.
(слайд5) Напомню, с 2005 года предмет ОПК в Калужской области велся как региональный компонент за счет часов школьного компонента учебного плана. Задача по организации так необходимых курсов повышения квалификации педагогов стала решаться легче, т.к. эти курсы стали проходить в г. Калуге на базе Калужского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (теперь Калужский институт развития образования).

(слайд 6) Но системным преподавание ОПК стало возможным с внедрением муниципального образовательного проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры», разработанным Т.В.Анохиной, с ноября 2006 года. Муниципальным проектом было предусмотрено не только системное изучение в школах и детских садах курса «Основы православной культуры», но и целенаправленное изменение уклада школьной жизни, формирование новой образовательной среды. Каждая образовательная организация, участвуя в проекте, выстраивала свою модель культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры. Модель культурной среды в каждой школе имела свою специфику, но инвариант у всех один – системное приобщение к основам православной культуры. Именно предмет ОПК рассматривается как системообразующий компонент организации этой работы. Обозначились новые направления организационной и методической деятельности, которые нашли свое отражение в долгосрочной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание населения Боровского района»: вот некоторые направления нашей деятельности:

-участие в работе муниципального Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при администрации МО МР «Боровский район»;
-организация соработничества образовательных организаций и Боровского благочиния;
-создание центров передового педагогического опыта (муниципальный ресурсный методический центр, опорная школа) с развитием сетевого взаимодействия;
-создание РМО учителей, преподающих ОПК;
-выявление успешного опыта для присуждения премий главы администрации образовательным учреждениям для поддержки образовательных программ и проектов по духовно-нравственному воспитанию учащихся и воспитанников;
- проведение праздников государственного и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению;
-проведение научно-практических конференций, образовательных чтений;
-организация сотрудничества по вопросам духовно-нравственного воспитания с другими районами, субъектами РФ;
-интеграция основ православной культуры в учебные дисциплины;
-укрепление учебно-методической и материально-технической базы преподавания данного предмета;
-создание кабинетов ОПК в образовательных организациях.
-издание краеведческого пособия для обучающихся начальных классов «Родники»;

(слайд 7) И вновь хочу особо отметить на этом этапе деятельности наше результативное сотрудничество со Свято-Пафнутьевым Боровским монастырем (проведение семинаров, круглых столов, участие священников в работе РМО, организация паломнических поездок), состоялось закрепление священнослужителей за образовательными организациями, которое позволило спланировать совместную внутришкольную работу. Можно утверждать, что в этот период формируется успешный опыт создания модели культурной среды в ряде школ, их опыт транслируется не только на уровне района, но и в регионе, и в России. К 2010 году во всех наших школах обучающиеся имели возможность приобщаться к истокам православной культуры.

Ежегодно, анализируя эффективность работы в данном направлении, мы пришли к выводу, что содержание духовной компоненты данного курса необходимо включать в воспитательный процесс как можно раньше и привлекли к этой деятельности в пилотном варианте два дошкольных учреждения. Наше сотрудничество с Аллой Валентиновной Бородиной не прекращалось, и вновь консультантом и помощником стала её команда.

Количество дошкольных организаций, включенных в эту деятельность, год от года увеличивалось. Видя искреннюю заинтересованность наших педагогов-дошкольников, Алла Валентиновна, как президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», подарила каждому детскому саду района УМК «Основы православной культуры». Необходимость более предметного общения подтолкнула нас к организации РМО воспитателей, организующих работу по изучению основ православной культуры. (слайд 8) Вот такое значительное увеличение количества воспитанников мы наблюдаем в 2010 г. Сейчас большую помощь по вопросам духовного содержания нашим педагогам – дошкольникам уже на протяжении более двух лет оказывает благочинный 1-го округа Калужской епархии протоиерей Игорь Павлов, проводя просветительскую деятельность в рамках постоянно действующего семинара.

(слайд 9 ) С введением стандартов в общеобразовательных школах начался новый этап организации преподавания курса ОПК: в обязательном порядке была введена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), состоящей из шести модулей, а на уровне основного общего образования – в реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Школы района, как нам казалось, были уже подготовлены к введению этих предметных областей. Методическая служба организовали изучение новых УМК, провела работу по презентации различных форм реализации предметной области ОДНКНР. Безусловно, невозможно переоценить результат деятельности нашего регионального института развития образования: организованная курсовая подготовка позволила вывести деятельность наших педагогов по реализации этих областей на более высокий компетентностный уровень. Но вопросы по реализации этой области необходимо рассмотривать и в настоящее время.

(слайд 10) Сегодня мы имеем 100% выбор модуля ОПК родителями четвероклассников района, а это 679 обучающихся. Эта тенденция стабильна в течение шестого года изучения курса ОРКСЭ, несмотря на то, что статистика показывает увеличение количества обучающихся в школах района другого вероисповедания. Это является результатом грамотно построенной работы с родителями педагогов, которые могут профессионально сориентировать родителей на выбор ОПК для формирования нравственности детей, выстроенной на духовном фундаменте отечественной культуры, неразрывно связанной с Православием. Работа в этом направлении продолжена в 5 кл.,100% пятиклассников изучают ОПК в рамках предметной области ОДНКНР. В 6-7 кл. 20% ребят продолжают заниматься в кружках духовно-нравственного направленности.

В 13 дошкольных учреждениях, а это 62%, также изучают ОПК в форме кружковой работы.
Можно сказать, что в образовании Боровского района созданы необходимые условия и сложилась система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся: так в области обеспечения материально – технических условий:

• 100% обучающихся обеспечены учебниками А.В. Бородиной для изучения модуля ОПК в курсе ОРКСЭ, но в связи с увеличением числа обучающихся предстоит докупить недостающие учебники для реализации предметной области ОДНКНР. Все дошкольные учреждения обеспечены УМК.
• В библиотеках школ собрана соответствующая подборка литературы духовно-нравственного содержания.

• В четырех ОО функционируют кабинеты основ православной культуры.

Мы понимаем, что главными составляющими получения качественного результата этого направления деятельности являются подготовленные компетентные кадры. Педагоги, ведущие эту деятельность, имеют необходимую подготовку и руководствуются в своей работе «Методическими рекомендациями по изучению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области, разработанные нашим институтом развития образования.

Всего в районе курс ОПК преподает 63 педагога (учителя начальных классов, истории, ОПК и др.). Все они за три года прошли курсовую подготовку на базе ГАОУ ДПО КГИРО. В районе созданы два методических объединения учителей «Основ православной культуры» и ОРКСЭ» и воспитателей дошкольных образовательных организаций, преподающих основы православной культуры; школа №3 г. Балабаново уже в течение 10 лет является опорной.

Наши педагоги ежегодно принимают активное участие в работе Образовательных чтений муниципального и регионального уровней: даются открытые уроки, обобщается опыт работы педагогов ОО.

Успешный опыт ОО, педагогов района практически ежегодно отмечается на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя»: с 2009 года 9 побед регионального уровня в различных номинациях. (слайд 11) Учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Балабаново» Гранкова А.А. названа абсолютным победителем VI межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» (это вторая победа в данном конкурсе).

В рамках реализации федеральных стандартов каждой школой в обязательном порядке разрабатывается и реализуется образовательная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Она включает в себя помимо учебной, внеучебную, внешкольную деятельность, которая осуществляется во взаимодействии школы, семьи, общественных религиозных организаций

(слайд 12) Увеличивается количество обучающихся, участвующих в различных конкурсах, конференциях данного направления: традиционными стали фестивали «Вифлеемская звезда», «Красная Пасха», на муниципальном уровне ребята участвуют в научно-практической конференции «Юные исследователи» (номинация «Дорога к храму»), научно-практической конференции проектно-исследовательских работ «Хочу все знать» (номинация «Живые родники»); в конкурсах Калужской митрополии. Для многих жителей района участие вместе со своими детьми в православно-ориентированных мероприятиях становится доброй семейной традицией.

Особо хочется отметить ежегодное стабильное и результативное участие наших ребят во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры. В этом учебном году по итогам олимпиады получили дипломы победителей и дипломантов муниципального этапа 18 обучающихся -43 % от всех участников, что говорит о серьезной работе наших педагогов.

(слайд13) Хочу обратить внимание на наши сборники: отдел образования выпустил уже пятую редакцию сборника – тетради, краеведческого пособия для учащихся начальной школы «Родники, или путешествие по родному краю», в котором отдельные главы посвящены православной тематике, с использованием проектной деятельности учащихся, направленной на изучение духовной традиции родного края. И в декабре был подготовлен новый сборник «Лучших управленческих практик», в котором представлен опыт работы трех образовательных организаций по духовно-нравственному развитию детей.

(слайд14) Думаю, что выражу общую надежду на то, что опыт – как положительный, так и отрицательный, накопленный в сфере духовно-нравственного воспитания, образования, будет нами обязательно учтен при определении задач на перспективу. Главными из них мы видим:
создание условий для формирования профессионального педагога, выявление и диссеминация передового опыта, его обобщение, а также использование новых форм сотрудничества со священнослужителями Боровского района.

Святитель Феофан Затворник сказал: «Дела ... от цели доброй становятся добрыми, от худой худыми. Вообще, чем выше цель, тем чище и совершеннее дело». Желаю участникам сегодняшней секции, посвященной теме ОПК как средству сохранения духовных и нравственных ценностей, кропотливой и вдумчивой работы, интересного общения и новых творческих планов.