Новости Калужской и Боровской епархии

26 Сентября 2014
26 Сентябрь 2014

27 сентября Святая Православная Церковь молитвенно вспоминает Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – двунадесятый праздник, установленный в память обретения Креста Христова, которое произошло в Иерусалиме около Голгофы — на месте Распятия Спасителя.

Пожалуй, Воздвижение Креста – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
Если сравнить Воздвижение с другими двунадесятыми праздниками, то можно отметить, что этот праздник имеет свои особенности. С праздником Воздвижения Православная Церковь соединяет, с одной стороны, торжество Христа над смертью, а с другой, вспоминает страдания Спасителя на Кресте, напоминая нам о нашей греховности.

Как был обретен Крест Христов?
Вскоре после Распятия Иисуса Христа, святой Крест был утерян. В литературе можно встретить различные версии предания об обретении Креста Господня.
Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры.
Напомним, что после разрушения Иерусалима римскими войсками Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении, а позже, при императоре Адриане, на месте некоторых из них были построены языческие храмы. Город разрушили полностью, по слову Спасителя, Который предсказывал, что «...не останется здесь камня на камне» (Мф. 24:2).
Но прошло несколько столетий, и во главе Римской империи стал принявший христианство после чудесного явления ему знака Креста император Константин Великий. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя, а его мать императрица Елена горячо желала поехать в Святую землю: найти места земной жизни Христа и среди них в особенности Крест, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен.
Когда языческое святилище было разрушено, обнаружилось три креста, а также табличка (титло) с надписью, сделанной по приказу Пилата на латинском, греческом и еврейском языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и гвозди, которыми Он был пригвожден.
Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (IV в.) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.
Предстоятель Иерусалимской Церкви поднимал Крест, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочередно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее.
Царица Елена до окончания строительства храма не дожила. Но она успела сделать главное дело своей жизни: способствовала утверждению христианства. За это она и была названа равноапостольной — то есть равной апостолам по степени значимости для Церкви.
Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41 - 54 гг.), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев. Один престарелый еврей, по имени Иуда, указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и произвести раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту покойника, которого проносили мимо (отсюда и название Животворящий Крест). По одной из версий об Иуде сообщается, что он впоследствии принял христианство с именем Кириак и был возведен в сан епископа Иерусалимского.
Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия, в частности, на ней основано сказание из «Пролога», предназначенное для чтения за богослужением в день праздника Воздвижения Креста Господня.

Возвращение Креста Господня в Иерусалим
Точная дата обретения Святого Креста неизвестна – по всей видимости, это произошло где-то в 325 - 326 гг. После обретения святого Креста, император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей торжественностью, а около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (то есть освящения) Мартириума и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Позже, в VII веке, стали вспоминать еще одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (современный Иран). Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать ее удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесен в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и... беспрепятственно вошел в ворота.
Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Установление праздника
Праздник Воздвижения Креста Господня изначально был связан с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, то есть теми событиями, которые и сегодня празднуются 26 сентября и называются в церковном обиходе «Воскресением словущим». По отношению к ним Воздвижение Креста Господня первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения Креста Господня было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.
При этом уже в конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением.
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского (VI в.), Симеона юродивого (VI в.).
В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Святой Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или святого Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в., Воздвижение Креста Господня постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания на то, что она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения и увидела большое стечение паломников в этот день.
Само слово «Воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527 - 565 гг.), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник, согласно многим литургическим памятникам византийской традиции.
Следует заметить, что сначала это был только местный праздник Иерусалимской Церкви. Достаточно скоро он начинает распространяться и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе.
Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения Христова, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.

Где Крест Спасителя находится сейчас?
Географически, в очень многих местах одновременно. Дело в том, что еще царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи, Константинополь. По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях, так как каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а совершить для этого путешествие в Иерусалим или Константинополь была возможность далеко не у каждого. В связи с этим, царица Елена посчитала необходимым разделить Крест на частицы.
К середине IV в., как свидетельствует святитель Кирилл Иерусалимский (IV в.), частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В двух исследованных археологами разрушенных христианских храмах Северной Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский (IV в.) и Иоанн Златоуст (IV в.).
Части Креста Господня, большой фрагмент титло с надписью Пилата, гвозди, орудия Страстей Христовых и перст апостола Фомы, который тот вложил в раны явившегося апостолам Христа, находятся в Риме – в церкви Санта-Кроче ин Джерусалемме. Эта базилика была основана святой царицей Еленой. По легенде под плитами пола базилики находится земля, которую равноапостольная Елена привезла из Иерусалима.

Иконография праздника
Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.
В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.
Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века.
В русских иконах ХV - ХVI столетий изображение Воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (кон. XV в.).
Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X в. (росписи церквей в Каппадокии).

Значение праздника Воздвижения Креста Господня
Крест для православного христианина — священный, самый главный и самый дорогой символ. Крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос Своей смертью и Своими страданиями на Кресте.
Крест Христов достоин такого чествования, самостоятельного празднования в честь него по тому значению, которое оно имело в Жертве Христа, в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан, по тому, чем оно было для Самого Христа. «Крест именуется славой Христовой и высотой Христовой», — говорит св. Андрей Критский (слово на Воздвижение), ссылаясь в подтверждение первой мысли на Ин. 13:31; 17:5; 12:28, а второй на Ин. 12:32: «аще Аз вознесен буду от земли...». «Если же Крест Христов составляет славу Христа, то и в настоящий день крест воздвигается для того, чтобы Христос прославился. Не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос».
Будучи Христовым, Его славой и высотой, Крест этот слишком близок нам уже по первоначальной идее своей. Он, собственно, наш Крест. Христос «...понес на раменах Своих тот самый крест, на каком распяли Его, как принявший на Себя наказания, определенные согрешившим»; Он «крест понес нам принадлежащий» (свт. Кирилл Александрийский).
Отсюда те неисчислимые блага, которые излиты на нас Крестом. «Сей добрый кормчий, наполнив изобилием всю жизнь нашу и умирив ее, доставил еще нам в будущности вечную жизнь» (св. Ефрем Сирин, слово на Честной Крест). «Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждой всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь» (слово на Воздвижение епископа Василия Селевкийского). «Он сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол» (свт. Иоанн Златоуст, слово на поклонение Кресту). «Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом» (слово о Кресте свт. Иоанна Златоустого).
Помимо приобретения для человечества этих высших духовных благ, Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан. «Это знамение и во времена наших предков, — свидетельствует свт. Иоанн Златоуст, — отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то, что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, свт. Иоанн Златоуст).
«Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение).
Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда"? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение).
Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дамаскин, слово в день Креста).
Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим — изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение). «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная в венце Христовом, дабы озарить целую вселенную. Он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы явиться (чтобы его видели). Многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: «се обретено утаенное сокровище спасения» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение).
Установленный в память обретения и явления Креста праздник, конечно, имел в душах христиан давно уже подготовленную почву, был ответом на давний запрос их духа. Но он, сразу получив широкое распространение и большую торжественность, без сомнения умножал любовь ко Кресту и почитание его. Крест получает теперь особое значение в борьбе христианина с невидимыми врагами его спасения.
Святитель Димитрий Ростовский, например, так и говорит: «Не подумай, что Крест Господень есть только вещественный крест, сделанный из дерева, а понимай в нем больше всего страдания Господни, восприняв которые, Он оставил нам образ, чтобы следовать по Его стопам».
А преподобный Симеон Новый Богослов считает, что лучше всего смысл крестных страданий Господних можно понять, если сравнить Христа с праотцем Адамом: «Нужно было, - писал он, - чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и через это получил прощение Адам согрешивший. Для этого вместо древа познания был крест, вместо ступания ног, которыми прародители шли к запрещенному древу, и вместо простертия рук их, когда они брали плод древа, были пригвождены ко кресту непорочные ноги и руки Христовы, вместо вкушения плода было вкушение желчи и уксуса, и вместо смерти Адама смерть Христа».
Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.
И сейчас, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать благоговейное поклонение честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. В этот день хорошо было бы подумать о кресте своей собственной жизни. Важно, чтобы Крест неизгладимо был начертан на благодарных сердцах наших.
«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь Славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!» (из стихиры самогласны).