Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
8 Марта 2016

Как мы знаем из Евангелия (Мф. 14:1-12, Мк. 6:14-29), святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был казнен по приказу царя Ирода, блудодействовавшего с женой своего брата. Грех царя был соблазном для всего народа. Пророк Божий открыто обличал Ирода за это (Лк. 3:19). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. Разгоряченный вином и танцем, он поклялся дать ей все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. По совету своей злобной матери Иродиады, та просила тотчас же, пока Ирод не одумался, дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Хотя царь, как повествует Евангелие, «опечалился», но из-за клятвы, данной перед высокими гостями, потеряв трезвость мысли, он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но христианка Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука (Лк. 8:3), погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где ее, спустя много лет, обнаружил благочестивый вельможа Иннокентий. Так произошло Первое обретение главы.

Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.

После того, как христианская вера перестала быть гонимой, святой Иоанн Предтеча в неоднократных явлениях верующим призывал явить свою главу миру. В 452 г. архимандриту обители близ Емессы Маркеллу святой Иоанн в видении указал место ее сокрытия. Это событие стали праздновать как второе обретение. Подробнее см. http://days.pravoslavie.ru/Life/life504.htm

Как видим, величайший из рожденных женами (Мф. 11:11) Иоанн был предан смерти из-за разыгравшихся во время праздника страстей Ирода. Блудная страсть, как и другие, может стать убийцей. К сожалению, сейчас на многочисленных корпоративах по поводу 8 марта люди часто подогревают блудную страсть алкоголем и пошлыми шутками, искажая понятие любви. Иногда такие празднования заканчиваются прямым блудом и прелюбодеянием. А кто подсчитает количество убитых абортами детей, «случайно» зачатых после различного рода вечеринок?

Может ли христианин вообще праздновать этот день? Многие отвечают: смотря как праздновать. Другие проводят параллель между 8 марта и еврейским национальным праздником Пурим, а также вспоминают Клару Цеткин, боровшуюся за женскую эмансипацию и, в частности, за день «международной солидарности женщин в борьбе за экономические, социальные и политические права». Однако в русской культуре этот день преобразился и стал не днем борьбы или противостояния полов, а любви и внимания к женщинам. На 8 марта принято поздравлять и жен, и матерей. Большинство женщин, выросших в советское время, да и после, ждут этого праздника и почувствуют обиду, если лишатся поздравления. Лишь бы эти светлые чувства не окрашивались тем грехом, за обличение которого был предан смерти святой Пророк, чью память мы сегодня чествуем.

И все-таки, как отмечает иеромонах Иов (Гумеров), христианам, живущим в русле церковной жизни, «нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери…, но и в третью неделю Пасхи, посвященной женам-мироносицам» (см. http://www.pravoslavie.ru/7065.html). Тогда внимание к женщинам сочетается с памятью о Христе-Спасителе и перестает нести оттенок греховности. Только в церковной жизни, в Евангелии и святоотеческом учении мы найдем правильные и точные ответы на вопросы о цели сотворения мужа и жены, о необходимости целомудрия и различий на земле и о конечном равенстве людей, независимо от пола и национальности, перед Богом.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год.