Новости Карельской митрополии
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
28 января 2018 г., в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в храме во имя Рождества Иоанна Предтечи пос. Шуя.
Правящему архиерею сослужили: настоятель храма протоиерей Геннадий Кузькин, секретарь главы митрополии иерей Константин Павлюченко и клирик кафедрального собора протодиакон Владимир Морозов.
В этот день за литургией молилось большое количество детей.
По окончании Божественной литургии Владыка Константин обратился к прихожанам с проповедью на евангельскую тему. Правящий Архиерей сказал о том, что Святая Церковь в эти дни уже начинает готовить верующих к Великому посту. В течение предстоящих четырех недель каждое воскресенье мы будем слышать евангельское чтение, объясняющее нам смысл приближающихся дней святой Четыредесятницы, этой поистине «весны духовной».
И вот сегодня мы услышали притчу о мытаре и фарисее. Эта притча обращена к сердцу человека, она рассказывает нам о двух полюсах духовной жизни – о гордыне и смирении. Гордыня – поистине сатанинский грех. Именно гордыня толкнула Люцифера (дьявол – означает клеветник) на бунт против Бога. Он возжелал занять место Бога, пообещав стать для ангелов лучше чем Бог. Для этого он возвел на Бога изощренную и дерзкую клевету, которая увлекла многих ангелов на бунт и привела их к падению. Суть клеветы состояла в том, что под руководством Люцифера ангелы смогли бы достичь более высокого положения. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. (Откр. 12,7-9). Это событие, которое произошло в духовном мире, имеет продолжение и определенные аналогии в более поздней истории, например, в истории России 1917 года. Тогда тоже появились клевещущие гордецы, которые сказали, что все плохо, но вот они-де знают, как все исправить. Они сказали: вот мы сейчас возвращаемся в Россию из эмиграции и быстро сделаем всех вас счастливыми. И, увы, бедные русские люди поверили этим наглым обманщикам, которые превозносили себя… Армию соблазнили скорым миром, крестьян – землей, рабочих – фабриками, и всех – волей и свободами. Народ с гибельным восторгом горделиво пел: «до основания все разрушим, а затем…» А затем Россия получила страшную Гражданскую войну, голод, тиранию.
Так о чем же говорит нам Господь в сегодняшней притче? «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14). Да, фарисей вышел из храма также оправданным Богом, поскольку пост и жертва на храм угодны Богу, но большее оправдание получил мытарь. Фарисей оправдывал себя сам, не давая места для Божественного оправдания. Мало того, он еще превозносил себя над другими людьми. В смирении же заключена великая сила. Еще в Ветхом Завете мы читаем слова мудрейшего из людей – царя Соломона: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
О своем великом и вдохновенном гимне Богу, который слышим почти за каждой Всенощной и который находим в Евангелии от Луки «Величит душа моя Господа», Дева Мария, Матерь Божия - воплощение совершенного смирения - возглашает: «рассеял надменных помышлениями сердец их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1:51 - 52). Как это соответствует содержанию сегодняшней евангельской притчи.
А для нас - для нас нет большей возможности встать на духовный уровень евангельского мытаря, чем, стоя перед Чашей с Телом и Кровью Христовыми, стоя перед Самим Сердцеведцем Христом, со всей силой внутреннего убеждения произнести это важнейшее из всех свидетельств. Сказать Христу, что я верую и исповедую, что Он пришел в мир спасти грешников, "от них же первый есмь аз", из которых первый - я (1 Тим. 1:15).
В свою очередь правящего архиерея от имени прихода храма во имя Рождества Иоанна Предтечи поздравил настоятель храма протоиерей Геннадий Кузькин.
Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи находится недалеко от Петрозаводска — в красивом пригородном поселке Шуя. Стоит храм на Коло-острове, на берегу реки Шуя.
Церковная жизнь возродилась здесь в 1999 г. благодаря трудам настоятеля Шуйского прихода священника Геннадия Кузькина и его прихожан. Тогда и был зарегистрирован православный приход в приспособленном помещении.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018 год