Новости Карельской митрополии

19.07.21 Новые биографические материалы о космозерских иконописцах Абрамовых

Источник информации: Карельская митрополия
19 Июля 2021

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

При изучении документа обнаружилось отсутствие среди перечисленных жителей деревни Космозерско–Погосской семьи с фамилией Абрамовы, которую носили представители известного рода иконописцев. Единственным мужчиной с именем Михей (старшего Абрамова) оказался Михей Иванов Колубов 38 лет, родившийся 9 августа 1830 г. и имевший шестимесячного сына Ивана. Указанные в списке данные о главе семейства и его сыне совпадали с биографическими сведениями об Абрамовых, не соответствовала только записанная в документе фамилия. Возникло предположение о том, что Михей Иванов Колубов мог впоследствии получить фамилию Абрамов, под которой он стал нам известен. Факты изменения родовых имен имелись в это время во множестве, поскольку процесс формирования и закрепления фамилий начался только во второй половине XIX в.

В примечании к записи, в которой учтена семья Михея Иванова Колубова, имеется отсылка к предыдущему пункту документа: «Семейство это состояло по прежнему списку под одним номером с Изотом Ивановым, записанным по сему списку под № 202, но ныне на основании… Высочайшего манифеста 1863 г. о наборе и по приговору сельского схода разделено». Под указанным номером в перечне жителей деревни записана семья Изота Иванова Колубова, родившегося 22 декабря 1815 г. Также в документе указан рекрут, призванный на службу от этого семейства в 1836 г. – Трофим, брат Изота Колубова.

Привлечение переписных документов (ревизских сказок), имеющихся в республиканском Национальном архиве, позволило установить, что Трофим, Изот и Михей Колубовы – единокровные братья, рожденные разными матерями от одного отца. В документах переписи 1850 г. среди крестьян деревни Денисова Гора (такое название имела в это время деревня Космозерско-Погосская) записана семья их отца Ивана Панкратова Колубова 68 лет. У Изота к этому времени была своя семья, старший сын Трофим отбывал службу. Двадцатилетний Михей, сын Ивана Панкратова от второй жены Агафьи Тимофеевой, еще не был женат. Женился он через четыре года на Матрене Евсегнеевой, дочери односельчанина Евсегнея Силина. Подтверждение тому, что Михей Иванов Колубов и Михей Иванов Абрамов – одно лицо, обнаружилось в метрике за 1859 г.: 23 сентября у него родился сын Стефан, при его регистрации космозерский крестьянин Михей Иванов впервые записан под фамилией Абрамов.

При последующем изучении архивных документов 1860–х гг. было установлено использование в отношении семей единокровных братьев Изота, Трофима и Михея обеих фамилий – и Колубовы, и Абрамовы. В 1861 г. родившегося у Михея сына Иоанна записали под фамилией Колубов, а в метриках 1863 г. все братья имеют фамилию Абрамовы. В июне этого года каждый из них хоронит детей: 17 июня Михей – двухлетнего сына Иоанна; в один день – 27 июня – у Изота умирает семимесячная дочь Анна, у Трофима – пятилетняя дочь Наталья. Судя по записи в нашем стр. 130рекрутском списке, раздел семейства Колубовых–Абрамовых произошел в конце 1860–х гг. С этого времени за семьей Михея закрепляется фамилия Абрамовы, его единокровные братья становятся Колубовыми.

Утвердившись в том, что все собранные факты имеют отношение к семье космозерского иконописца Михея Ивановича Абрамова, обратимся к поискам родоначальника его фамилии. Как уже отмечалось, его отец Иван Панкратов был женат дважды. Первая жена Татьяна Андреева, с которой он обвенчался в июне 1804 г., умерла при рождении сына в марте 1817 г. В апреле того же года Иван Панкратов женился на Агафье Тимофеевой из деревни Южный Двор Велико губского прихода. Скорая женитьба объясняется тем, что на руках у вдовца осталось шестеро детей, старшему из которых не было и восьми лет, а младшему – один месяц.

Сам Иван Панкратов тоже рано потерял родителей. Ему было шесть лет, когда в 1787 г. умер отец Панкрат Г ерасимов. Мать Ирина Андреева пережила мужа всего на четыре года. Трое осиротевших детей остались на попечении бабушки Дарьи Созоновой (ок. 1729–1804), которая после смерти мужа Герасима Аврамова в 1769 г. проживала вместе со свои деверем – братом мужа Устином Аврамовым, в то время тоже вдовцом с двумя детьми. Можно предположить, что родоначальником фамилии Абрамовых мог быть отец Герасима и Устина – Аврам, прапрадед Михея Ивановича Абрамова.

Иван Панкратов Колубов, отец Михея Ивановича, согласно данным десятой ревизии податного населения, умер 5 марта 1853 г., дожив до 70–летнего возраста. Мать Агафья Тимофеева Колубова ушла из жизни 25 марта 1870 г. По данным призывного списка из фондов музея «Кижи», составленного в 1869 г., до своей кончины она проживала в семье сына Михея.

Из метрических книг были получены сведения о судьбе детей Михея Ивановича Абрамова. Его старший сын Василий женился 2 февраля 1875 г. в возрасте 19 лет, а через четыре месяца, 5 июня, умер от простуды. Через стр. 131неделю, 13 июня, в семье родилась дочь Анна (в 1898 г. в возрасте 22 лет она вышла замуж за Ефима Осипова Андреева, крестьянина деревни Тереховская). Дважды родители называли сыновей именем Иоанн, но первый прожил два года, второй – три месяца. И только 18 февраля 1869 г. появился на свет будущий наследник космозерского иконописца – Иван Михеевич Абрамов. Запись о его рождении была сделана не в документах космозерской церкви, а в метрической книге паяницкой единоверческой церкви. Объясняется это тем, что годом ранее Михей Абрамов стал прихожанином Паяницкого прихода, присоединившись из раскола «к Православной Христовой церкви на правилах единоверия чрез исповедь и святое причащение»23. Приверженность единоверию он сохранил до конца своей жизни: 4 января 1912 г. отпевать Абрамова–старшего будет священник Паяницкого прихода Федор Маклионов.

Абрамов–младший, видимо, не разделявший религиозные взгляды отца, сразу же после его смерти подал прошение в Олонецкую духовную консисторию о разрешении присоединиться вместе с женой и детьми к православию. Через месяц им был получен ответ, в котором предлагалось только поменять приход: «Никакого присоединения не полагается! Единоверие=православие. Нужно только перечислить из прихода в приход, если желают».

Иван Михеевич Абрамов был женат дважды. Первый раз он женился 11 января 1888 г., когда ему еще не исполнилось и 18 лет. Невеста – Наталья Петрова, дочь крестьянина Петра Иванова Сперова из деревни БелохинскаяТолвуйского прихода – была старше жениха на два года. После ее смерти в 1899 г. второй женой Ивана Михеевича стала 25–лет – няя дочь односельчанина Анастасия Александровна Куницына.

Род Абрамовых по мужской линии продолжил сын от первого брака Петр Иванович Абрамов, родившийся 11 января 1893 г. Из его братьев и сестер осталась в живых только сестра Акилина, вышедшая замуж в 1907 г. в возрасте 17 лет за крестьянина деревни Тереховская Дмитрия Ивановича Клепикова.

Петр Иванович Абрамов был женат на Марии Яковлевне Ларионовой из Великой Губы (1898–1977). Двое сыновей Петра Ивановича умерли детьми: Алексей – не дожив и до года, Михаил – 11–летним. Младший сын Василий (1925–2007) жил с семьей в доме, построенном его знаменитым прадедом Михеем Ивановичем Абрамовым. В 1961 г. дом был разобран и перевезен из села Космозеро в Великую Губу. Часть сохранившихся в доме предметов Василий Петрович передал в фонды Карельского краеведческого музея, в 1966 г. эта мемориальная коллекция поступила в музей–заповедник «Кижи».

В числе принадлежавших художникам–иконописцам предметов сохранилась часть домашней библиотеки. В семье Абрамовых по традиции не только читали, но и почитали книги, бережно сохраняя рукописи и печатное слово, вплоть до отдельных листков. Судя по записям, обнаруженным в книгах, две из них ранее принадлежали церковным приходам. Минея служебная, изданная в 1666 г. на Московском печатном дворе, происходит из церкви Рождества Богородицы Паданского погоста. На листах Пролога, изданного в Московской синодальной типографии в 1735 г., имеется полистная запись о его принадлежности космозерской церкви Успения Богородицы. Большую часть сохранившихся книг из библиотеки Абрамовых составляют издания старообрядческих типографий. Это две Псалтыри, три Часовника, Святцы, Часослов, брошюра «О прелюбодеянии», фрагменты других изданий. В Часослове имеется запись о смерти Абрамова–старшего, сделанная рукой его сына Ивана: «В сей день преставился раб Божий Михей Иванович Абрамов отроду 83 года 2 часа ночи».

В 2004 г. единственная дочь Петра Ивановича Абрамова Надежда Петровна Кутузова (1922 г. р.) передала нашему музею еще две сохранившиеся книги из семейной библиотеки: «Помянник», изданный в типографии Почаевской лавры в 1905 г., и московское издание 1897 г. «Первой учебной книги церковно–славянскаго языка». В «Помяннике» Иван Михеевич Абрамов оставил владельческую запись, там же читаются записи поминального характера и «во здравие», которые несут дополнительную биографическую информацию о членах знаменитого семейства.

Во время Великой Отечественной войны в селе Космозеро побывал финский архитектор, исследователь деревянного зодчества Ларс Петтерссон. Он выполнил чертежи не только космозерских церквей, но и дома Абрамовых, общался с Иваном Михеевичем и его женой. Им же в 1944 г. был издан каталог икон, вывезенных с оккупированной территории Карелии в Финляндию, в числе которых – четыре иконы, написанные Иваном Михеевичем Абрамовым. Копии этих материалов хранятся сегодня в фондах музея–заповедника «Кижи».

Собирательская работа сотрудников нашего музея по комплектованию мемориальной коллекции космозерских иконописцев продолжается. В 2009–2010 гг. в фонды музея поступили еще 70 предметов от Натальи Васильевны Подгорной, правнучки И. М. Абрамова. Ей же мы благодарны за копии фотографий из семейного архива, некоторые из них использованы в данной статье.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта музея – заповедника «Кижи», 2021 год