Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
Адрес новости: http://eparhia.karelia.ru/xon13.htm
25 Декабря 2013

23 декабря 2013 года ушла из жизни известная карельская журналистка Галина Васильевна Хоничева.

Она мечтала защитить кандидатскую диссертацию и стать литературоведом, но случайно, по просьбе школьной подруги, пришла на Карельское телевидение, чтобы помочь в съёмках передачи, и осталась здесь надолго. Своей новой профессии – тележурналистике она посвятила почти 40 лет. Ее запомнили по передачам, в которых она задушевно и проникновенно рассказывала о северной природе, о детях, о богатом культурном наследии Карелии... Но самой близкой для ее сердца темой на долгие годы стала тема возрождения Православия в нашем разоренном Северном крае. Многие ее репортажи, яркие и запоминающиеся, были отмечены на всесоюзном уровне. Она стала первой из карельских журналистов, кому дал интервью только что ставший Патриархом Алексий II. Постоянными были на Карельском телевидении ее интересные беседы-интервью с Владыкой Мануилом. За плодотворные труды Галина Васильевна Хоничева в 1996 году была награждена церковной медалью преподобного Сергия Радонежского.

Вместе со съёмочными группами Галина Хоничева объездила всю Карелию, побывала в ее самых отдалённых, живописных местах. Многое повидала она за эти годы. Случались и просто удивительные события.

Сегодня в память о Галине Васильевне Хоничевой мы знакомим наших читателей с несколькими эпизодами из ее богатой журналистской практики, рассказанными ею когда-то на страницах епархиального издания «Сретение».

ВСТРЕЧИ С ИКОНАМИ

В 90-х годах XX века, когда в России только начиналось возрождение Русской Православной Церкви, православной литературы и икон с ликами святых еще не было. А основной темой моей журналистской деятельности было именно Православие, и без иконографии я была как без рук. Однажды, дело было еще в советские времена, мы с режиссером Александром Кустовым снимали материал о разрушенном древнем монастыре св. Александра Свирского. Нам необходим был образ святого. Но где его найти, мы не знали.

На телевидении мы, журналисты, обычно готовим одновременно две-три передачи. Вот нам и понадобилось для одной из передач сделать съемки в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. Мы с Сашей заранее пришли в храм, чтобы договориться о предстоящих съемках. Конечно, иконы Спасителя и Богородицы я узнала сразу же. Но поскольку человек я близорукий, имена святых на иконах читаю с большим трудом. В этот раз, войдя в храм, я сразу же подошла к большой иконе в ризе. И вдруг с удивлением прочла имя святого – преподобный Александр Свирский! Это был именно тот образ, который мы долго искали. Но ведь я к нему подходила и раньше, не зная, пред чьей иконой я стою! А в этот раз сам преподобный, словно услышав нашу просьбу, вышел нам навстречу.

В следующий раз (когда уже распался Советский Союз) с тем же самым режиссером снимали мы фильм об истории вепсов («Родина»). И, конечно же, не могли пройти мимо монастыря святого Ионы Ящезерского, стоящего в глубине леса в полном запустении. Мы сняли развалины старинной обители. И снова та же проблема. Нет иконного изображения преподобного. Правда, икону святого Ионы я видела на Валааме в музее, но кто ради единственного кадра пошлет нас в командировку на Валаам!

Фильм практически был уже готов, но иконы преподобного у нас так и не было! И вот по каким-то делам понадобилось мне зайти в Епархиальное управление. Еду в троллейбусе и молюсь «Отче Ионе, помоги найти твою икону». Решив все вопросы, на минутку захожу в редакцию епархиальной газеты и вижу несколько бумажных иконок, стоящих в шкафу с книгами. Вглядываюсь повнимательнее, и, о чудо! – передо мною долгожданный образ святого Ионы Яшезерского – снимок с той самой валаамской иконы!

Помню еще одну удивительную встречу с иконой – образом моей покровительницы св. Галины. Дело было так. Отправили нас однажды с оператором Валерием Петровым в творческую командировку в Финляндию. Приехали мы в местечко Контилахта. Гостиницы там не было, и нас распределили по финским семьям. Я очень волновалась, как буду общаться с хозяевами дома, – английский язык я уже основательно подзабыла. Заходим в дом, и первое, что я вижу – большую и прекрасную русскую храмовую икону, стоящую в восточном углу огромной гостиной. Подхожу поближе и с радостью узнаю образ святой великомученицы Галины. Почувствовала себя как в доме родном. Вспомнился вдруг и английский. Мы с хозяевами дома прекрасно понимали друг друга и расстались почти родными людьми.

Святые словно сами нас находят, когда мы к ним стремимся всем сердцем. Однажды я дивным образом получила ответ на очень важный для меня вопрос. Случилось это в 1998 году во время архипастырской поездки Владыки Мануила по северным приходам епархии. Меня с оператором В. Петровым он благословил его сопровождать. В поселке Калевала Архиепископ Мануил совершил освящение новопостроенного деревянного Петропавловского храма. Ему сослужил епископ Лео из Финляндии. В конце службы он благословил верующих небольшими иконками Пресвятой Богородицы, образ которой был мне неизвестен.

На обратном пути Владыка навестил Никольский храм в Сегеже, в котором уже несколько месяцев мироточили иконы. Мы ехали в одной машине с журналистом Епархиального управления и всю дорогу разговаривали. Вспоминали свои родные места, связанные с Украиной. Свои детские годы я провела в Ахтырке. Этот славный южный городок в Восточной Украине в советские годы был известен благодаря истории, связанной со знаменитым гусарским полком декабристов, бывших членами подпольного Южного общества. Но более всего Ахтырка была прославлена чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Ахтырская». Когда-то в этом прекрасном небольшом городке стоял старинный монастырь во имя Рождества Христова, от которого остались одни развалины. Центр города украшали великолепные храмы, в том числе и собор, возведенный во времена императрицы Елизаветы Петровны академиком Ухтомским по проекту архитектора Растрелли. В те стародавние времена в Ахтырку ездили на богомолье православные со всей России. Здесь часто бывала со своим единственным сыном мать Николая Васильевича Гоголя.

Мое детство было типично пионерским и комсомольским. Храмы мы, естественно, обходили стороной, о чем я теперь очень жалею. Но пришло время веры, и мне захотелось увидеть, наконец, неизвестный мне чудотворный Ахтырский образ Божией Матери, о котором я ничего не знала, живя рядом с разрушенной обителью, где когда-то этот образ хранился. Я попросила свою спутницу купить мне эту икону на Украине.

Но вот поздним дождливым вечером входим мы в Никольский храм Сегежи. Владыка совершает молебен, а я стою у левой стены храма перед большой старинной иконой Богородицы. И вдруг с удивлением замечаю, что это и есть тот самый неизвестный мне образ Пресвятой Богородицы, которым нас благословил финский епископ в Калевале. Теперь буду знать, что это икона Божией Матери «Страстная». А чуть дальше еще одна старинная икона. Рядом с образом Пресвятой Богородицы на ней изображено Распятие. Читаю и глазам своим не верю – «Ахтырская».

Вот как быстро получила я ответ на свой давно волнующий меня вопрос.

СЛУЧАЙ НА КОЛГОСТРОВЕ

О многом бы я могла рассказать из своего личного опыта и опыта своей семьи, но кто-то может усомниться в объективности мнения родственников, поэтому рассказываю только о том, что могут подтвердить мои коллеги – участники описываемых событий.

Долгое время на Карельском телевидении шла очень интересная передача «Наследники». Для съемок очередной программы мы выехали в Кондопожский район. В последний день командировки решили добраться до Колгострова, где находился старинный деревянный храм, почти уже разрушенный. Сопровождала нас молодая женщина из районного отделения общества охраны памятников культуры и истории. Нам объяснили, что надо сначала добраться до берега напротив Колгострова и громко покричать. С острова приплывет на лодке старый рыбак, который в это время должен там находиться. Ну, а если не докричимся, то в кустах можно найти лодку. Она, правда, очень старая и рассохшаяся, но если воду откачивать постоянно, то два километра по озеру преодолеем.

Доехали мы на своей машине до указанного места. Стали кричать, надрываться, но никто на наш зов так и не откликнулся. В кустах мы нашли лодку с огромной дырой на днище, затянутой брезентом и кое-как добрались до острова. Подходим к дому, а его дверь закрыта на крепкий замок. Рядом стоит новый просторный сарай, но он тоже закрыт изнутри на большой деревянный засов, который мы разглядели через щель в двери сарая. Пытаюсь просунуть в щель руку (она у меня самая худенькая, остальным и пытаться нечего). Только руки-то у меня очень слабые, а тут одними лишь пальцами можешь перебирать. И все-таки смогла я как-то вытолкнуть тяжелую жердь из скоб. Входим в сарай и первое, что видим, – свежеструганый гроб! Видимо, хозяин желал быть упокоенным на своем острове, вот и подготовился, чтобы не утруждать своих близких, когда придет его час. А рядом лодка – новая и крепкая.

Так и продолжили мы с Божией помощью свой нелегкий путь. Сначала мужчины на новой лодке переправили аппаратуру и нас с Ниной на кондопожский берег. Затем взяли они в машине куски брезента, резину и гвозди и вернулись на остров. Там они поставили новую лодку на прежнее место в сарае, а к нашему аварийному суденышку прибили заплату и отправились в обратный путь. К этому времени уже заметно стемнело, поднялся ветер, заплескались о борт волны. Мы с Ниной стояли на берегу и напряженно следили за небезопасной переправой мужчин. Я от всего сердца молилась. И все, слава Богу, обошлось.

2009 год.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2013 год