Татарстанская Митрополия

15 Марта 2016

Во времена, когда не было телефонов и интернетов, православные в течение сырной седмицы, предшествующей Прощеному воскресенью, ходили друг к другу в гости. Народ «входил» в духовное пространство Великого поста через дверь славной традиции взаимного примирения: испрашивая у близких прощения, при этом прощая всех огорчивших и обидевших. А примирившись, как не сесть за общий стол?

Отрадно, что хранителями этой благочестивой традиции в 21-м веке становятся современные дети — обладатели айфонов и гаджетов, маленькие жители техногенной эпохи. Зазывным масленичным приветствием, русским народным танцем, шумным хороводом, горячими блинами и ароматным чаем встречали воспитанники воскресной школы Покровского храма села Большое Афанасово прихожан.

Не бездумное веселье и не языческий символизм, а состояние радостного душевного подъема на пороге тихих великопостных дней дарят веселые масленичные гулянья верующим людям. Недаром педагоги воскресной школы «Радуга» начали подготовку к праздничному представлению с объяснения ученикам духовного смысла Прощеного воскресенья и предстоящего великопостного периода. Только в ограде Церкви празднование Масленицы наполняется тем глубоким смыслом, который примиряет вековые духовные, культурные и национальные обычаи нашего народа.

Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.

Традиционное русское хлебосольство в масленую седмицу вполне соответствует особенностям национального благочестия. За один стол в эти дни садились люди почтенные и незнатные, странники и служивые, нищие и богатые. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. Вот как вспоминает русский писатель Иван Шмелев в «Лете Господнем» эти дни: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на „убогий блин“, до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Именно такую радость — мирную, возвышенную — дарили дети в ярких народных костюмах выходящим из храма людям. Примиренные богослужебным духом особого чина прощения, лица прихожан светились ответной доброжелательностью: начало спасительным великопостным дням положено!