Татарстанская Митрополия

15 Апреля 2016

13 апреля в здании Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители руководства службы и православного духовенства Казанской епархии. На встречу были приглашены священники, занимающиеся окормлением заключенных в исправительных учреждениях разных городов епархии.

Делегацию священнослужителей возглавил руководитель отдела по тюремному служению Казанской епархии, клирик Никольского кафедрального собора г. Казани протоиерей Николай Тимофеев. Также в совещании приняли участие благочинный Пестречинского района иерей Павел Кириллов, настоятель прихода святителя Николая Чудотворца г. Зеленодольска иерей Кирилл Назаров, настоятель Никольского собора г. Мензелинска иерей Роман Храмутичев, клирик храма Александра Невского г. Казани иерей Сергий Грязнов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Казани (поселок Левченко) иерей Сергий Померанцев.

Со стороны службы исполнения наказаний в рабочей встрече приняли участие заместитель начальника УФСИН России по РТ Альберт Шамсунов, помощник руководителя пенитенциарного ведомства республики Рафаиль Давлеев, который выступил модератором круглого стола, начальники отделов по воспитательной работе с осужденными всех исправительных колоний и СИЗО Татарстана. Заседание также посетили представитель Аппарата Президента РТ Рамис Хисматуллин, заместитель муфтия РТ Илдар хазрат Баязитов, член Общественной палаты РТ и генеральный директор АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации» Азат Гайнутдинов, представители мусульманского духовенства, окормляющие исправительные учреждения республики.

По замечанию помощника начальника Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан Рафаиля Давлеева, подобных встреч не организовывалось давно, и беседа, что называется, назрела, так как вопросы организации религиозной деятельности в местах лишения свободы становятся все более актуальными, хотя сотрудничество УФСИН с представителями основных религий ведется тесное.

— Мы все знаем об отделении Церкви от государства, но изменения идут семимильными шагами и не может не радовать то, что те права, которые гарантированы Конституцией, свободой совести, свободной вероисповедания, уже сейчас это не пустой звук —  реализуются и воплощаются в жизнь. И особо радует, что Федеральная служба исполнения наказаний, в том числе и Республики Татарстан, тоже от этого процесса не осталась в стороне, — заметил Рафаиль Ганеевич.

Представители пенитенциарного ведомства республики убеждены, что духовное воспитание осужденных является наиболее эффективным фактором снижения рецидивной преступности. Также в качестве профилактики повторных заключений в места лишения свободы обсуждался вопрос реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений и нуждающихся в помощи.

— Мы со временем придем к тому, что и в штат исправительных учреждений введут должности священнослужителей. Мы не должны забывать дореволюционный опыт Российской Империи, который был и в армии, и в тюремных ведомствах — представители культа имели там свое законное место. Мы к этому вернемся, ибо право на эту деятельность не надо доказывать, ее необходимо вести — это лежит на поверхности, это и время показало. Те десятилетия, которые страна прожила в бездуховности, тоже оказали свои последствия — сейчас мы боремся с метастазами тех процессов, когда отринули лучшее, что было, на чем зиждилась российская государственность, — убежден помощник начальника УФСИН.

На круглом столе обсуждались вопросы участия священнослужителей в заседаниях комиссии по досрочному освобождению, были подняты проблемы ресоциализации — специалисты искали причины того, почему одни и те же люди снова и снова попадают в исправительные учреждения.

— Тут, конечно, влияет и экономическая ситуация в государстве, — рассуждал Рафаиль Давлеев, — но нужно, чтобы после освобождения людей поддерживали на приходах. Мы провели мониторинг освободившихся верующих — процент рецидива минимальный. Самый главный критерий эффективности — духовная работа, после проведения которой нет рецидива, человек начинает работать, приносить пользу государству, он обзавелся семьей. Нужно, чтобы он вернулся в социум, чтобы у него было желание уйти от прежнего образа жизни. Ведь люди, которые пришли к вере в колонии, они не только поняли, как надо исправляться, они хотят помогать в этом и своим собратьям. Они поняли, что многие годы жили в аду, что жизнь надо строить совсем по-другому.

Заместитель начальника УФСИН России по РТ Альберт Шамсунов добавил, что духовная проблема, которая есть у подопечных, с помошью Православной Церкви и Духовного управления мусульман, если будет больше людей ходить в культовые заведения, будет постепенно разрешаться. Эксперт убежден, что велик будет процент того, что верующие заключенные не преступят закон, не совершат тяжкое преступление.

Иерей Кирилл Назаров поделился опытом ресоциализации при храме свт. Николая г. Зеленодольска:

— У нас при храме работают пять человек, которые недавно освободились из ИК-5. Не секрет, что многие из них очень талантливые, они уже обзавелись семьями, занимаются резьбой по дереву, прекрасно шьют, несут и другие послушания. Мы оплачиваем их труд, но, конечно, все их расходы мы покрыть не можем. Поэтому было бы очень хорошо, если бы был такой большой центр, где бы освободившиеся могли жить и полноценно трудиться.

Собравшиеся привели и другие примеры, когда бывшие заключенные даже организовывали свои предприятия, которые успешно функционируют и трудоустраивают своих собратьев. Был поднят вопрос и о помощи государства в этом вопросе, чтобы оно содействовало при приеме на работу.

Представитель Аппарата Президента РТ Рамис Хисматуллин предложил провести курсы для священников для общения с заключенными и заверил в оказании всяческой поддержки в решении насущных вопросов по окормлению осужденных.

— Задача священников — восстановить жизненные приоритеты людей, сделать их нормальными, когда они выходят на свободу. Если жизненные приоритеты не будут соответствующими, то никакие меры ресоциализации не помогут. Но пока программа-минимум — прийти к тому, чтобы люди выходили из тюрем не хуже, чем они пришли туда, — отметил Рамис Рашитович.

В рамках духовной работы в исправительных учреждениях в последние годы были открыты не только молельные комнаты, но и построены настоящие храмы и, как утверждают представители УФСИН, церкви были открыты не для галочки, не для красоты — «хотелось бы, чтобы внутри был порядок, чтобы людей туда побольше ходило и чтобы культовые сооружения в исправительных учреждениях полноценно работали».

В связи с этим на совещании было предложено активизировать деятельность по окормлению заключенных, увеличить количество посещений представителями духовенства исправительных учреждений, закрепить за каждой колонией не по одному, а по два священника, организовать для осужденных разъяснительную работу по основам Православия. Также участники круглого стола обсудили ряд режимных требований, касающихся совершения религиозных обрядов и праздников.