Татарстанская Митрополия

В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие в Набережных Челнах

18 Марта 2021

18 марта 2021 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил повечерие с чтением последней части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского на Вознесенском архиерейском подворье города Набережные Челны.

Его Высокопреосвященству сослужил иеромонах Алексий (Яцейко). За богослужением молились благочинный Закамского округа, настоятель Вознесенского собора протоиерей Андрей Дубровин и клирики архиерейского подворья протоиерей Александр Филькин, иеромонах Иннокентий (Ручкин), иерей Георгий Опарин, иерей Артемий Танаев. Богослужебные песнопения исполнил приходской смешанный хор под управлением Ирины Ахметжановой. 

На портале «Православие в Татарстане» велась прямая трансляция богослужения.

По окончании повечерия владыка Кирилл обратился к собравшимся со словом:

Всечестные отцы! Дорогие братья и сёстры!

В эти дни мы приходим в храм в чёрных одеждах. Чёрное мы обычно надеваем во время траура, а в чём наш траур сегодня? Мы скорбим по нашей бессмертной душе, плачем о грехах, которые ведут к смерти. Дни поста даны нам, чтобы мы задумались о своей жизни, принесли покаяние и воскресли со Христом. Но чтобы воскреснуть со Христом, мы должны сораспяться с Ним. А как можно сораспяться, если мы ропщем, если мы горды и нетерпеливы?

Если мы посмотрим на свою душу, то зарыдаем, увидев, какие мы есть. Нам кажется, что мы ничего плохого не делали — не убивали, не грабили, но сколько тяжести на душе у каждого. Это беда, и Святая Церковь даёт нам возможность от этой беды избавиться. Но прежде эту беду нужно увидеть. Врач ведь не сразу лечит — он сначала обследует, ставит диагноз. И мы должны внутрь себя посмотреть, изучить, а уже потом заняться лечением.

Время Великого поста — время освобождения от пристрастий. Оно даётся, чтобы понять: мы не настолько связаны со всем мирским, со всем тем, что зачастую ставим в центр жизни. Человеку надо совсем немного, но чем больше человек имеет, тем большего ему хочется. Постоянное желание что-то приобретать, всё большим комфортом окружать свою жизнь не может быть бесконечным. Всё приходит к концу, мир идёт к концу.

Мы сегодня видим, как человечество уничтожает себя — детей убивают во чреве, повсюду распространяются инфекции. Медицина двигается вперёд, а болезни как были, так и есть, человек как болел, так и болеет. Какие-то средства от болезней помогают, но тут же обнаруживаются новые недуги. В космос летаем, Луну изучили, на Марс послали корабли, но человек каким был тысячу лет назад, такой и есть — с теми же страстями, слабостями, болезнями. Мы пришли во врачебницу и не должны уйти отсюда неисцелёнными. Мы находимся в доме Божием, наполненном благодатью, которая немощных врачует.

Почти год назад во многих местах стали закрываться храмы, люди молились через Интернет. Возможность хотя бы таким образом поучаствовать в богослужении важна для людей со слабым здоровьем, для людей, которые хотели бы прийти в храм, но не могут этого сделать. А другие могут, но не хотят. Одна прихожанка мне так и сказала: «Завтра вечером на службу не пойду, по телевизору помолюсь». Год назад при таком же состоянии здоровья вряд ли бы она решила остаться дома. Вот так мы расслабляемся, себя оправдываем, говорим, что мы больные и немощные.

Мы принадлежим Богу, жизнь наша — Божий дар, и наш долг что-то отдать Богу, посвятить Ему хотя бы несколько мгновений. Поэтому так важно приходить в Божий храм, молиться, понуждать себя очиститься от скверны, которой зачастую переполнена наша жизнь. Жизнь короткая, и когда она закончится — одному Богу ведомо. Но жить по-христиански и стремиться умереть по-христиански — наш долг.

Когда траур заканчивается, то начинается нормальная жизнь; после Великого поста грядёт Пасха. Мы все возликуем, а особенно возликуют те, кто действительно постился и молился. В огласительном слове Иоанна Златоустого на Пасху говорится, чтобы возвеселились все — и постившиеся, и не постившиеся. Но разные чувства у тех, кто не постился и пришёл, и у тех, кто постился и пришёл. Надо стараться делать какие-то маленькие подвиги в своей жизни, в чём-то себя пересиливать. Придём домой, захочется включить телевизор, а зачем он нам? Лучше на десять минут откроем Священное Писание. Дети и внуки расстраивают, всё кругом раздражает, хочется поругаться — давайте помолчим. Пройдёт несколько минут, и мы забудем, что хотели сказать гневное слово. Будем по крупицам собирать свою бесценную душу, которая должна принадлежать Богу.

Помните евангельскую притчу о талантах? Кому-то господин дал один талант, кому-то — пять, кому-то — десять (Мф. 25:14-30). То, что нам Бог дал, мы должны вернуть сторицею. Мы себе не принадлежим, мы принадлежим Богу. Нам Господь дал родиться в этой жизни и мы должны Ему вернуть себя людьми искренними, честными, порядочными, стремящимися ко Господу и к тем, кто рядом с Ним. А с Ним — апостолы, мироносицы, люди, которые являются для нас образцом христианской жизни.

Я желаю всем нам с вами жить по-христиански и умереть по-христиански. Дай Бог нам безболезненной непостыдной кончины и доброго ответа на Страшном Суде. Сегодняшний пост надо воспринимать как милость Божию. Господь даёт нам возможность прийти в себя, через Голгофу пройти к пещере Воскресения и отпраздновать Пасху Христову — насладиться торжеством здесь, на земле, и в жизни будущего века. Храни вас всех Господь! Божией помощи всем вам!

В ходе поездки в Набережные Челны правящий архиерей обсудил с городским духовенством вопросы текущей церковной жизни.