Татарстанская Митрополия

В Неделю о блудном сыне митрополит Кирилл совершил Литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери

20 Февраля 2022

20 февраля 2022 года, в Неделю о блудном сыне, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Салаватский и Кумертауский Николай совершили Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Архипастырям сослужили наместник Казанско-Богородицкой обители игумен Марк (Виленский), секретарь главы Татарстанской митрополии иеромонах Алексий (Яцейко), благочинный монастырского округа Салаватской епархии, настоятель Космо-Дамиановского храма села Нордовка (Мелеузовский район Башкортостана) иеромонах Зосима (Кондраков), руководитель пресс-службы Казанской епархии иерей Димитрий Аликин, насельники Богородицкого монастыря в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнялись двумя архиерейскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением Марины Литвиненко.

В соборе молились прихожане храмов столицы Татарстана и паломники из Башкирии.

В завершение богослужения архипастыри и духовенство совершили славление празднику Сретения Господня и поклонились Казанской иконе Богородицы.

Митрополит Кирилл обратился к верующим со словом:

Дорогой владыка Николай! Всечестные отцы! Дорогие братья и сёстры! Всех вас поздравляю с воскресным днём и с продолжением праздника Сретения Господня, который часто выпадает на подготовительные дни перед Великим постом.

Апостол Павел нам сегодня говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12-20). Эти слова указывают на то, как нам следует провести предстоящий пост. Иногда от чрезмерного усердия у людей происходят сбои в духовной жизни, а от чрезмерного расслабления — может погибнуть душа. К золотой середине, которая должна присутствовать в жизни каждого человека, а особенно верующего христианина, сегодня призывает апостол Павел. Если у нас не хватает духовного разумения разобраться, что для нас полезно, то мы должны обратиться к тем, кто несёт за нас ответственность — к нашим духовникам. К посту надо приступать с разумением: не стоит накладывать на себя чрезмерные ограничения, но и расслабление губительно для души.

Образ блудного сына из притчи, которую мы слышали за Литургией (Лк. 15:11-32) — образ нас с вами. Прежде чем вернуться к любящему отцу, сын пришёл в себя. И только придя в себя, он осознал, где находится. А для того, чтобы прийти в себя, столько нужно испытать, пережить… Серьёзные изменения должны произойти в уме, в сердце, в мировоззрении. Сколько людей от любящего отца уходят и не возвращаются к нему, а остаются жить со свиньями. Свиньи в Евангелии — образ пагубы. Бесы после исцеления гадаринского бесноватого не вошли в стадо овец или тельцов — они вошли в свиное стадо (см. Мк. 5:1-20).

Отчие объятия открыты для нас, пока мы живы. Время, предваряющее Великий пост, и сам Великий пост каждый год даются человеку, чтобы он встрепенулся, одумался, пришёл в себя и понял, на какой гибельной стадии своей жизни, своего развития он находится. Без этого осознания прийти к отцу невозможно. Как ты придёшь, если ослеплён, если тебе кажется, что отруби, которые ты вкушаешь, и есть сладость жизни, а нахождение в рабстве рядом с нечистыми животными представляется свободой? Истинная свобода — свобода от греха, а ты находишься в плену. Когда же начнёшь трезветь, очищать дух от ненужного, то поймёшь, насколько далеко ты ушёл из отчего дома. К осознанию этого сегодня нас призывает Святая Церковь.

Если мы поймём, в какой бездне находимся, то наше движение к отцу будет осознанным, осмысленным, и пост, в который мы вступим, будет нам в радость, в утешение, а не в тягость и обременение. В Церкви всё должно делаться с любовью, и молитва должна твориться с любовью, а не по принуждению. Все мы часто пребываем в не самом лучшем состоянии духа. И наша жизнь полна всякой нечистоты, тяжести, злобы, ненависти, раздражения, гнева, обид, ропота, зависти — чего угодно, но только не чистоты и простоты, в которой живут ангелы и которой требует от нас любовь Божия.

Вступая в спасительные дни поста, будем стремиться к тому, чтобы у нас открылись наши духовные очи, чтобы мы увидели любящего отца с распростёртыми объятиями, ждущего нашего покаяния. У Него в доме, в Царстве Небесном, для каждого уготовано место. Это место Он даёт нам как сынам Царства. В притче отец дал возвратившемуся сыну перстень — знак избранности. Эту избранность мы должны получить большим трудом, в первую очередь, искренней любовью к Богу и к ближним. С праздником всех вас!

Епископ Николай обратился с ответным словом:

Я благодарен Богу и Вам, владыка, за возможность служить здесь, в главном храме Казанской епархии. Хотел бы также поблагодарить Вас за тёплый приём, оказанный мне и всей делегации Салаватской епархии, нашей молодёжной сборной, которая прибыла в Казань для участия во II Всероссийском турнире по хоккею с шайбой «Кубок Дружбы — Дуслык». Этот турнир проходит по Вашему благословению, при поддержке Казанской епархии и Духовного управления мусульман Татарстана.

Я благодарен Федерации хоккея Республики Татарстан за организацию такого события на моей малой Родине. Очень рад вернуться в республику, где я учился, где прошло моё детство и юность, где я начинал своё служение.

Затем архипастыри совершили заупокойную литию по последней настоятельнице разорённого Казанско-Богородицкого женского монастыря игумении Рахили (Ершовой), почившему духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову) и академику Игорю Шафаревичу.

В завершение было пропето многолетие Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу III, недавно отметившему годовщину архиерейской хиротонии.

По окончании богослужения в Казанском соборе митрополит Кирилл посетил могилу игумении Рахили (Ершовой) на Арском кладбище и совершил там заупокойную литию.