Новости Костромской епархии
Среди служб Великого поста по-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Русской Православной Церкви является утреня четверга пятой седмицы Святой Четыредесятницы. Во время этого богослужения полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского - тот самый канон, с чтения которого начинается Великий Пост. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остаётся две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них.
Наряду с этим каноном на службе прочитывается и житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому эта уникальная и продолжительная служба получила название «Мариино стояние». Житие прочитывается в храме также целиком - для назидания и укрепления сил молящихся и предлагается христианам как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.
Мария Египетская — святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула родную семью и ушла в Александрию, где стала блудницей. Однажды в праздник Воздвижения Креста Господня Мария примкнула к группе паломников, которые шли в Иерусалим. В Святом граде она попыталась войти в храм, но какая-то сила препятствовала ей. Блудница начала горячо и искренне молиться перед иконой Богородицы, что находилась в притворе храма. После молитвы Мария смогла войти в храм и поклониться Кресту. Когда она вышла из храма, ей был голос Пресвятой Девы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
Мария провела в пустыне 47 лет, в посте и молитве, и достигла святости. Единственным человеком, который видел Марию после ее ухода в пустыню, был иеромонах Зосима. Ему она и поведала свою историю. Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний, патриарх Иерусалимский.
Что же общего между святым Андреем Критским и святой Марией Египетской? Почему Православная Церковь соединила их в одной особенной службе пятой недели поста? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница. Оба они – великие учителя покаяния, и их пример говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нем не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провел ее в непрестанном грехе? Всё равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он таится в сердце, и может, словно червь яблоко, изъесть сердце изнутри, даже без видимых внешних проявлений. И еще одну истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждет и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.