Новости Костромской епархии

6 Июня 2015

Новая выставка в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии в Ипатьевском монастыре посвящена творчеству прославленного костромского иконописца и изографа Гурия Никитина Кинешемцева. Выставка называется «Художник Божией милостью».

В 2015 году исполняется 330 лет со времени окончания росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным.

Кроме того, 50 лет назад начались и в течение 10 лет продолжались реставрационные работы монументальной живописи Гурия Никитина группой костромских художников – реставраторов под руководством Александра Михайловича Малафеева. Благодаря их творческому кропотливому труду, мы сегодня видим в Троицком соборном храме в первозданном виде «стенное письмо» Гурия Никитина и по достоинству можем оценить талант одного из самых блистательных русских художников XVII века. Под руководством Гурия Никитина Кинешемцева костромские изографы создали в Троицком соборе настенную роспись замечательной музыкальности, гармонической цельности, необычайной красоты колорита. Излюбленные у Гурия Никитина сочетания цветов – изумрудно-зеленый с различными оттенками до сине-зеленого, киноварно-розовый, голубец, чисто белый и золотистая охра – становятся носителем духовного начала. Современники мастера в немногих, дошедших до нас, письменных сведениях о нем щедро воздают ему похвалу, называя «иконописцем искусным и благочестивым мужем», отмечая высокую нравственную чистоту Гурия Никитина.

Расцвет творчества художника пришлось на время, когда Кострома была крупным центром иконописания, здесь сложились династии живописцев, которые постоянно привлекались для художественных работ при царском дворе, и по указу из Москвы, в другие города. В списках иконописной мастерской Московской Оружейной палаты они, как правило, числились среди мастеров высшей квалификации – первой и второй статьи.

Во главе с Гурием Никитиным Кинешемцевым костромскими изографами было создано более десяти ансамблей фресок в разных русских городах, среди которых стенные росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря – одни из лучших.

К сожалению, к середине XX столетия стенопись XVII века была частично утрачена под поздними прорисовками и подправками живописи. Нарушение температурного режима в храме привело к распространению плесени, грибков, высолов. Группа костромских художников-реставраторов во главе с Александром Михайловичем Малафеевым использовала уникальный материал – полиакриламид – для укрепления стенописи и ее очистки. Он был получен в институте высокомолекулярных соединений АН СССР. Методику очистки разработали киевские ученые О.Ф. Плющ и Л.П. Калиниченко, руководившие реставрационными работами в Костроме.

Большой вклад в реставрацию Троицкого собора, его монументальной живописи, изучение памятников Ипатьевского монастыря сделали главный архитектор Костромских реставрационных мастерских К.Г. Тороп, архитектор Л.С. Васильев; искусствоведы А.В. Кильдышев и Е.В. Кудряшов, художники-реставраторы А.М. Малафеев, Е.В. Ильвес, Г.Б. Губочкин, Е.И. Марев, Е.В. Рыбцов, В.Т. Андреев, фото которых можно увидеть на выставке.