Новости Курганской и Шадринской епархии

10 Января 2015

7 января 2015 года в Курганском филиале Российского фонда культуры состоялась традиционная в праздник Рождества Христова встреча творческой интеллигенции Кургана. Во встрече принял участие архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

Курганский филиал фонда культуры уже на протяжении пятнадцати лет собирает в своих стенах в этот светлый праздник неравнодушных к своей культуре, истории и жизни своей малой родины и страны людей, - представителей творческой интеллигенции, а через них радость Христова Рождества проникает в широкие массы часто безграмотного и оторванного от традиционной культуры народа.

Во встрече также приняли участие: глава города Кургана Руденко С.В., директор филиала фонда культуры Середа Л.Г., председатель Совета Ассамблеи народов Зауралья В.Д. Уфимцев, выдающийся писатель, член Правления союза писателей России Потанин В.Ф. с супругой, член союза писателей России Пушкарева Н.Н, руководитель общественного движения за возрождение Далматовского Успенского монастыря, член-корреспондент международной академии общественных наук Аникин Ю.Н., заслуженные работники культуры, заслуженные педагоги, а также представители подрастающего поколения творчески развивающейся молодежи, журналисты и фотокорреспонденты зауральских СМИ.

Выступая на встрече, Архипастырь поздравил всех с Рождеством Христовым и 15-летием Рождественских встреч в филиале фонда культуры и отметил, что «в настоящее время происходит смена поколений, во многом трагичная, потому что постепенно уходят из жизни люди, рожденные и воспитанные в Советском Союзе, а во взрослую жизнь вступают подростки, рожденные или воспитанные во времена тяжелых и «лихих» 90-х годов. Многонациональное советское государство воспитало несколько поколений на принципах дружбы народов, взаимоуважения между народами и национальностями. В настоящее же время в России и за ее пределами постоянно подогреваются конфликты на фоне национализма, маскирующегося под борьбу за справедливость, но приобретающего уродливые формы. И сегодня мы встречаем Рождество Христово в непростой ситуации, но нас должно вдохновлять то, что наш президент Владимир Путин встретил праздник Рождества Христова вместе с народом в одном из сельских храмов в русской глубинке под Воронежом.

Рождество Христово дает нам силы не утонуть в ежедневной злобе, политической, государственной, экономической и международной неразберихе, кем-то управляемом хаосе. И конечно же, мы верим в то, что земной шар был бы уничтожен демоническими силами зла, если бы в нем не присутствовала Божественная Энергия — Благодать. Эта Благодать особо присутствует в мире с момента Боговоплощения, рождения во плоти Сына — Слова — Второго Лица Святой Троицы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:16-17).

Боговоплощение стало вершиной Божественной Любви к человечеству, как поется в Церкви: «не возгнушался еси девического чрева». Произошло совершенно удивительное, уникальное во всей Вселенной явление, - Бог Дух соединяется с человеческой плотью и рождается, чтобы своим личным примером показать как небходимо жить. Ещё до Иисуса Христа были пророки, которые говорили, предсказывали и учили как правильно жить, но педагоги знают, что важен и личный пример. Господь наш Иисус Христос — Сын Божий, ответственный за создание этого мира, взял на себя подвиг жить в мире, причем жить не будучи императором, а жить среди простого народа. Богословы объясняют нам почему Иисус Христос родился в яслях, загоне для скота: по-видимому, загон для скота был гораздо менее грешным местом, чем императорский дворец в Риме или Иерусалимский храм того времени, две тысячи лет назад. Подвиг воплотившегося Господа дает нам силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Мы верим, что если Россия станет действительно православной страной, то она обретет внутренние духовные необыкновенно могущественные творческие силы, как теперь принято говорить, страна наполнится креативностью. Давайте вспомним времена основания Кургана — Царевой слободы, три-четыре столетия назад. В то время положение России на международной арене также было не особенно великое, да и слово Россия не упоминалось, говорили Московия или Татария. И тем не менее, выражаясь терминологией Гумилева, пассионарность русского православного населения была столь велика, что сейчас на поезде мало кто хочет ехать скажем до Владивостока, а тогда несколько десятков казаков Хабарова дошла до Тихого океана без всяких навигаторов, впервые прорисовывая карты тех гигантских земель и основывая города, выстраивая православные храмы на освоенной территории. Они прекрасно понимали, что без духовной подпитки им не выжить в тяжелых сибирских условиях при постоянных набегах кочевников.

Мы с вами, зауральцы, почтены великой святыней — частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. В связи с этим, вспомним подвиг великого князя, во времена которого Русь, как относительно независимая территория, была сжата до пределов Новгородского княжества. Александр Невский предпринимал рискованные поездки в Забайкалье, Золотую Орду, чтобы получить ярлык на княжение. Никаких гарантий вернуться домой не было. Тогда Россия, в лице Александра Невского, впервые обратила свой взор на Восток, и благодаря смирению святого князя, его уму, проницательности, вере, одним из проявлений которой стало принятие им монашества перед кончиной, все необъятные просторы империи Чингисхана со временем присоединились к Московской Руси, став Российской империей, Советским Союзом. И сейчас мы видим, что после некоторого увлечения западничеством, взоры государственных деятелей вновь обращаются на гигантский необъятный Восток. И все не случайно, как говорится, история циклична и все повторяется на более высоком уровне своего витка. И подвиг Александра Невского будет повторен. Будем же смотреть вперед, в будущее, с оптимизмом. И этот оптимизм вселяет в нас Рождество Христово, потому что Бог возлюбил сотворенный Им мир.

Сегодня многие могут задать вопрос почему же именно православные страны во всем мире подвергаются нападкам сатанинских сил? Сербия, Грузия, Украина, на очереди Белоруссия... Недавно я выступал с пленарным докладом в конференции на философском факультете МГУ, посвященной выдающемуся философу Александру Панарину, и я бы хотел зачитать вам короткую цитату из его книги «Православная цивилизация в глобальном мире»: «Вплоть до возникновения тоталитарного феномена XX века — тоталитарных режимов с их массовым геноцидом и тотальных мировых войн на уничтожение апокалиптика могла представляться странным преувеличением христианского сознания, выражением неотмирности его физических и метафизических тревог». И действительно, лет 20-30 назад, когда кто-то говорил о каком-то апокалипсисе, то многие считали таких людей психически нездоровыми, но тем не менее подсознательно этого ждали и боялись. Это показали события, предшествующие так называемому концу света — 21.12.12, по календарю Майя, когда все ждали астероид с неба. И когда конец света не состоялся, то выяснилось что только лишь Москва и Подмосковье потратили на обустройство бункеров и подземных складов с продовольствием около 45 миллиардов рублей. Мы же, православные люди, в этот «конец света» совершенно не верили, и я много раз на протяжении 2012 года выступал и объяснял почему этого не может произойти именно в этот день: во-первых, потому что День Господень придет внезапно, а календарь Майя обсуждали уже несколько лет. Во-вторых, для Бога было бы унизительным назначать конец света по календарю сатанистов Майя. И В-третьих, человечество ещё не созрело до степени конца света. Но тем не менее апокалиптические настроения в обществе существуют, отчасти и нецерковные, но все ждут, что в той или иной форме конец света будет.

«В духовном мире, в мире идеологии, в мире религии, в мире политтехнологий метафизика зла на порядок усложняется ибо зло теряет свою природную изначальность в качестве особо негативной субстанции и становится результатом инверсии. Самое неистовое и разрушительное зло — это бывшее добро, падший ангел, становящийся демоном. Мировые трагедии тоталитаризма не обходятся без змея-искусителя, предпочитающего играть не на худших, а на лучших чувствах. Заполучать худших это не большая заслуга профессионала зла, настоящий азарт мефистофольской игры состоит в том, чтобы совратить лучших. Худшие по природе никогда не будут так неистовы, так вдохновенны и талантливы в злобе, как лучшие, совращенные духом максимализма», - пишет Панарин.

Мы должны помнить и верить, что добро всегда побеждает зло и мы должны в полной мере своими собственными усилиями реализовывать все то доброе, что дал нам Господь Иисус Христос, потому что вера без добрых дела мертва: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Храни и благослови Вас всех Господь, и я желаю, чтобы мы, глядя на родившегося Богомладенца Иисуса Христа, который явился в мир совершенно беззащитным, исполнялись веры, надежды и любви! С праздником, с Рождеством Христовым!», - заключил Архиепископ.

На встрече со словами приветствия и поздравления с Рождеством Христовым, подведения итогов прошедшего 2014 года и о перспективах развития в 2015 году ко всем присутствующим обратились: глава города Кургана Сергей Руденко, председатель Совета Ассамблеи народов Зауралья Владимир Уфимцев, заслуженный учитель Российской Федерации, создатель уникального музея музыкальных инструментов Юрий Куньшин и другие.

В рамках встречи председатель Совета Ассамблеи народов Зауралья Владимир Уфимцев вручил Владыке Константину диплом Ассамблеи «Человек года. В номинации: Религия. Культура. Образование. За подвижническое архипастырское служение по укреплению святоотеческих духовно-нравственных ценностей, активную деятельность в сфере русской культуры и образования в 2014 году».

Юные дарования виртуозно исполнили произведения на скрипке и фортепиано, а Образцовый коллектив ансамбль казачьей песни «Вольница» пропел рождественские колядки и казачьи песни.