Новости Курганской и Шадринской епархии

24 Февраля 2015

Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю Сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

После отпуста вечерни Владыка Константин обратился к верующим с архипастырским словом и прочитал коленопреклонные молитвы на начало поста Святыя Четыредесятницы.

В своем слове Правящий Владыка отметил, что «в этот воскресный день, называемый прощеным воскресеньем, Святая Церковь вспоминает изгнание прародителей всего человечества — Адама и Евы из рая. Они преступили Божью заповедь и совершили грехопадение. В чем же состояло это грехопадение? Бог дал людям помимо разума высочайшее благо — свободную волю. Человек может направить ее на доброе дело или устраниться от доброго дела, все зависит от сердца человека, которое тоже в значительной степени свободно. Для того, чтобы сердце человека, его ум, душа, все духовные силы укреплялись в добре, Бог дал людям в раю заповедь: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17).

Людям не было необходимости вкушать плоды с древа познания добра и зла, потому что Бог все сотворил совершенным, и первые люди Адам и Ева тоже были совершенны. Вкусив же запретный плод, они впустили зло внутрь себя и зло стало частицей души, сердца человека и органично живет в человеке. Для того же, чтобы не пускать зло внутрь себя необходимо было проявить усилие воли, и воля человека крепчала бы все больше и больше. Но совершилось грехопадение, был вкушен плод с древа познания добра и зла и грех, возникший по наущению диавола, стал мгновенно развиваться в человеке: Адам и Ева не нуждались в познании добра и зла. Они сами были добром - образом и подобием Всевышнего Добра, самого Бога. Поэтому познать зло для них означало допустить зло в себя, узнать и испытать его действие на самих себе. Впервые был поставлен эксперимент против здравого смысла. Обманутые и прельщенные дьяволом, Адам и Ева, как бы забывают об опасности и совершают роковую ошибку ... Вкусив от запретного плода, Адам и Ева мгновенно изменяются. Они вдруг видят себя нагими. Они познают и добро и зло своей плоти, и им становится стыдно друг перед другом. Похоть плоти и похоть очей омрачают их разум, И души их становятся доступными для внушений дьявола. Лжец и губитель жизни, гордый дьявол, чтобы укрепить свое влияние на людей, подсказывает им оправдываться и даже нападать на Бога, обвиняя Его в случившемся грехопадении. Не просить прощения, а самооправдываться и самоутверждаться учит злобный дух Адама и Еву. Еще не было на земле второго сына Ноя по имени Хам. Но вполне по-хамски отвечает Адам Богу на вопрос, куда это он скрылся и почему нарушил заповедь: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). И Ева в том: же духе, обвиняя дьявола, ее соблазнившего, как бы подсказывает Самому Богу, что это Он виноват, ибо допустил злому духу их соблазнить. Здесь налицо уже помрачение разума людей, ведь они по подсказке дьявола хотят приписать происхождение зла - Добру, которым только и живет Бог. Адам и Ева оказались талантливыми учениками клеветника и лжеца - противника Божия, семя зла которого вошло в их естество.  А ведь в этой ситуации проще всего было бы сказать лишь два слова «прости, Господи».

И неслучайно в это прощеное воскресенье мы вспоминаем эту древнюю историю, которая случилась на заре человеческого бытия. Конечно все было значительно сложнее, но сущность остается неизменной: грех, зло вошло в природу человека, и апостол Павел две тысячи лет тому назад восклицает, обращаясь в своем послании к римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:19-20,24).

Грех укоренился в природе человека с того момента, как он не попросил прощения у Бога. И теперь, как бы проворачивая человеческую историю назад, мы доходим до первопричины — запрета на вкушение и до того, что люди не попросили прощения у Бога. И вступая на поприще Великого поста, мы просим прощения у Бога, друг у друга, у святых, чьи имена мы носим, у Церкви. Простить или просить прощения можно не только словами, но даже и не произнося слов, - ласковой улыбкой, добрым взором, дружеским рукопожатием, приглашением на чай и другими знаками, которыми мы оказываем свое благорасположение и внимание.

Сейчас мы с вами со вниманием коленопреклонно прослушаем молитвы на начало Великого поста, а я у всех вас смиренно прошу прощения: «благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, ели?ка согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы», - заключил Правящий Владыка.

Затем был совершен чин прощения, за которым Владыка и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Благословив верующих на прохождение поприща Великого поста, Архипастырь преподал крест для целования.

Пресс-служба Курганской епархии