Новости Курганской и Шадринской епархии
9 декабря в Богоявленском соборе Кургана состоялось освящение нового ковчега для святых мощей трех Небесных покровителей Сибири. Перед началом воскресного Всенощного бдения митрополит Курганский и Белозерский Иосиф совершил чин освящения нового ковчега, в котором будут храниться частицы святых мощей почитающихся Небесными покровителями Сибири Угодников Божиих – святого праведного Симеона Верхотурского, преподобного Далмата Исетского и священномученика Аркадия Боровского.
Владыка окадил ковчег благоуханным ладаном, прочитал положенные на его освящение молитвы и окропил освященной водой. Затем в ковчег были вложены мощи святых. Все присутствовавшие за богослужением смогли приложиться к честным мощам Угодников Божиих.
Ковчег с мощами чтимых святых будет храниться среди других многочисленных святынь Богоявленского собора г. Кургана. Он будет постоянно доступен для поклонения прихожанам и паломникам.
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви. С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную премудрость «Сотворившего вся». Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства. Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания. Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте у храма Архистратига Михаила. Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым. И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов.. 12 сентября 1704 года по благословению митрополита Тобольского Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Здесь мощи праведного Симеона находятся и ныне.
Преподобный Далмат, в миру Димитрий Иванович Мокринский, родился в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать — дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.После смерти жены ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище – при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа. Земли, на которых поселился Далмат, принадлежали татарскому мурзе Илигею. Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. «Прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства». Второй раз Илигей возжелавший согнать старца, но Далмата спасло чудо. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас и во искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель. К 1651 г. первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго: «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (т.е. жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и кельи у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятые Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями. В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин. Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему, как основателю, устроителю и руководителю монастыря, по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы, авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию. Умер Далмат 25 июня 1697 г. в возрасте 103 лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни Далмат изготовил себе гроб. В 1871 г. на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм Всех Скорбящих радости. В 1896 г. над могилой преподобного Далмата, в память исполнявшегося 250-летия существования Далматовской обители, вместо деревянной часовни была возведена каменная усыпальница. Мощи преподобного Далмата ныне почивают в храме Далматовского Успенского монастыря.
Священник Аркадий Гаряев родился в 1879 году в семье псаломщика Николая Гаряева. В 1891 году он поступил в четырёхклассное Духовное училище, а затем в Пермскую Духовную семинарию. В 1897 году стал служить псаломщиком в причте Каменского завода. В 1905 году был рукоположен в сан диакона. В 1907 году о. Аркадий был рукоположен в сан иерея и направлен в село Петропавловское Верхотурского уезда. В своём служении ему приходилось окормлять деревни, которые отстояли от его церкви на 100 и более вёрст. Отец Аркадий стал епархиальным миссионером и назначается священником Походной Казанско-Богородицкой церкви для пастырского попечения над местными вогульскими народами. Затем он был переведён в Никито-Ивдельскую церковь Верхотурского уезда, но и там он не оставлял своего пастырского попечения о вогулах, удовлетворял их религиозные нужды и всячески о них заботился. 27 февраля 1914 года он переведён в село Боровское (ныне Катайский район, Курганской области). Заботами и трудами о. Аркадия церковь Святителя Николая благоукрасилась. С началом установления богоборческой власти в 1917 году созидательная деятельность о. Аркадия переходит в исповедническую и заканчивается мученической кончиной. 1 июля 1918 праздновался день святых безсребреников Космы и Дамиана, отец Аркадий по обыкновению служил литургию. В храм ворвалась банда мадьяр. Не дав окончить священнику службу, они прямо в облачении поволокли отца Аркадия из храма по дороге в сторону села Катайского. Пьяные красноармейцы жестоко расправились с мучеником. Выйдя из окрестностей Боровского села, они свернули в лес, и подошли к оврагу. Там, недалеко от сельского кладбища, они подняли батюшку на штыки, а тело его сбросили в овраг. После ухода „красных“ тело отца Аркадия было взято верующими и захоронено рядом с алтарём Свято-Никольского храма села Боровское. Решением Синода от 2002 года священномученик Аркадий был причислен к лику святых в соборе Новомучеников и Исповедников Российских. В 1986 году, В 2002 году по некоей благовидной причине вновь был прорыт ход к гробнице о. Аркадия. На сей раз, из гробницы был аккуратно вынут один кирпич и все присутствовавшие увидели прекрасно сохранившийся сосновый гроб, покрытый местами облупившейся зеленой краской. При июльской жаре в течение двух недель от гроба исходило тонкое благоухание. На гробницу поставили икону Святой Троицы и зажгли лампаду. Многие молились и прикладывались к очевидной святыне. Одна женщина исцелилась от своего недуга. По благословению правящего архиерея Курганской епархии Преосвященного Михаила могилку священномученика вновь прикрыли землей в ожидании судеб Божиих. Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. За это время нужно было добраться до склепа, который окружал гроб, и устроить к нему удобный подход. 10 июня 2007 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, были открыты мощи священномученика Аркадия, которые ныне почивают в Никольском храме Боровского монастыря.