Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Страх Божий поможет нам наследовать Царство Небесное

8 Апреля 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 8 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

В этот день Православная Церковь отмечает отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а также память многих святых, в том числе преподобного Василия Нового, скончавшегося в  X веке. С этим святым связана история мытарств блаженной Феодоры. Владыка Даниил   сказал о первых трёх  из двадцати мытарств, которые проходит душа после исхода из человеческого тела: это празднословие, ложь и клевета с осуждением.

«Сегодня на Литургии исполнялось песнопение, во время которого все стоят на коленях. “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою”. Там есть слова, не понятные современному человеку:  “Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех”.  “Непщевати вины о гресех” – это значит, придумывать оправдание своей греховности. Церковь просит Бога помочь нам  не оправдывать себя на исповеди и в повседневной жизни, не искать причины своим грехам в окружающих. Это лукавство Богом не принимается. И когда люди недостойно причащаются Христовых Тайн, многие, по слову апостола Павла, болеют и умирают», – сказал архипастырь.

По словам владыки, в Великом посту каждому верующему надо ещё раз внимательно перечитать сказание о мытарствах блаженной Феодоры: «Они переворачивают всё в сердце человека, внушают страх перед будущими мучениями. И это хорошо: ответственность перед Богом останавливает человека от плохих дел, слов и мыслей».

Митрополит Даниил объяснил, почему западную стену храмов часто украшает фреска «Страшный суд»: «Последнее зрительное впечатление человека, выходящего  из храма после Литургии, – это картины Страшного суда. Они помогут остаться христианином за пределами «ноева ковчега» — храма. Там снова в человеке оживают греховные страсти, снова поднимают голову. Что же нам делать? Снова идти в храм, а если нет такой возможности, бороться с грехом внутри своего сердца, вести духовную брань, помня, что каждому из нас предстоит пройти этот экзамен перед Богом».

«Я желаю каждому из нас,  изучив святоотеческое наследие,  хранить его в сердце, возбуждать в себе страх Божий, который поможет нам пройти суровую жизнь земную и наследовать Царство Небесное!», — завершил владыка Даниил свою проповедь.

Пре­по­доб­ный Ва­си­лий в мо­ло­до­сти оста­вил мир и под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте. Од­на­жды его, об­рос­ше­го, в ру­би­ще, уви­де­ли про­ез­жав­шие ми­мо при­двор­ные ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра и бы­ли встре­во­же­ны его стран­ным ви­дом. За­по­до­зрив нелад­ное, они схва­ти­ли по­движ­ни­ка и при­ве­ли в го­род, где пат­ри­ций Са­мон учи­нил ему до­прос. На во­прос, кто он, свя­той от­ве­чал толь­ко, что он при­ше­лец и стран­ник на зем­ле.

Пре­по­доб­но­го под­верг­ли тяж­ким пыт­кам, но он тер­пел мол­ча, не же­лая рас­ска­зы­вать о сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Са­мон, по­те­ряв тер­пе­ние, спро­сил свя­то­го Ва­си­лия: «Нече­сти­вец, дол­го ли ты бу­дешь скры­вать, кто ты и от­куда?» На это свя­той про­зор­ли­вец от­ве­тил: «Нече­сти­вы­ми сле­ду­ет на­зы­вать тех, кто по­доб­но те­бе про­во­дит жизнь во вся­кой нечи­сто­те». По­сле пуб­лич­но­го об­ли­че­ния Са­мон в гне­ве ве­лел по­ве­сить свя­то­го вниз го­ло­вой со свя­зан­ны­ми за спи­ной ру­ка­ми и но­га­ми.

Пыт­ка бы­ла на­столь­ко же­сто­кой, что оче­вид­цы ее ста­ли роп­тать на Са­мо­на. Ко­гда по­сле трех­днев­но­го ис­тя­за­ния свя­то­го по­движ­ни­ка сня­ли, он ока­зал­ся жив и невре­дим. Это чу­до Са­мон при­пи­сал вол­шеб­ству и от­дал свя­то­го Ва­си­лия на рас­тер­за­ние го­лод­но­му льву. Од­на­ко лев не тро­нул свя­то­го и мир­но улег­ся у его ног. Са­мон в бес­си­лии при­ка­зал уто­пить бла­жен­но­го Ва­си­лия в мо­ре, но два дель­фи­на под­хва­ти­ли свя­то­го и вы­нес­ли на бе­рег в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля, Ев­до­ме.

Пре­по­доб­ный во­шел в го­род, где око­ло Зо­ло­тых во­рот встре­тил боль­но­го че­ло­ве­ка по име­ни Иоанн, стра­дав­ше­го ли­хо­рад­кой. Свя­той Ва­си­лий ис­це­лил боль­но­го име­нем Спа­си­те­ля и по прось­бе Иоан­на остал­ся жить у него. К бла­жен­но­му при­хо­ди­ли и мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие за со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми,  за ис­це­ле­нием от бо­лез­ней. Пре­по­доб­ный Ва­си­лий, об­ла­дав­ший да­ром про­зре­ния, об­ли­чал греш­ни­ков, об­ра­щая их на путь по­ка­я­ния, пред­ска­зы­вал гря­ду­щие со­бы­тия.

Сре­ди по­се­щав­ших свя­то­го был Гри­го­рий, ко­то­рый стал его уче­ни­ком и впо­след­ствии на­пи­сал по­дроб­ное жи­тие сво­е­го учи­те­ля. Од­на­жды в го­сти­ни­це Гри­го­рий на­шел до­ро­гой по­яс, об­ро­нен­ный до­че­рью хо­зя­и­на. Он ута­ил его с тем, чтобы про­дать, а день­ги раз­дать ни­щим. Од­на­ко по пу­ти до­мой вме­сте с дру­ги­ми ве­ща­ми он по­те­рял и по­яс. Во сне он по­лу­чил вра­зум­ле­ние от свя­то­го Ва­си­лия, по­ка­зав­ше­го ему раз­би­тый гор­шок со сло­ва­ми:

«Ес­ли кто укра­дет да­же та­кую негод­ную вещь, бу­дет на­ка­зан вчет­ве­ро. Ты ута­ил чу­жой по­яс и бу­дешь осуж­ден как вор. Ты дол­жен воз­вра­тить най­ден­ное».

Ко­гда скон­ча­лась при­слу­жи­вав­шая пре­по­доб­но­му Ва­си­лию свя­тая Фе­о­до­ра, Гри­го­рий очень хо­тел узнать о ее за­гроб­ной жиз­ни и ча­сто про­сил свя­то­го по­движ­ни­ка от­крыть ему это. По мо­лит­вам бла­жен­но­го Гри­го­рий уви­дел во сне ста­ри­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему, как ду­ша ее про­хо­ди­ла мы­тар­ства по­сле смер­ти и как ей по­мог­ла си­ла мо­литв бла­жен­но­го Ва­си­лия.

Пре­по­доб­ный Ва­си­лий скон­чал­ся око­ло 944 го­да в воз­расте ста де­ся­ти лет.

Цер­ковь на­зы­ва­ет его Но­вым, от­ли­чая от дру­гих по­движ­ни­ков, но­сив­ших то же имя и жив­ших до него.