Новости Курганской и Шадринской епархии

19 Октября 2011
«зов бога», или несколько слов о книге архимандрита тихона (шевкунова) «несвятые святые» и другие рассказы»
19.10.2011

архимандрит тихон (шевкунов) «несвятые святые» и другие рассказы«. м., изд-во «олма медиа групп», 2011. тираж 60 тыс. экз.

...не побоюсь сказать, что только что вышедшая из печати книга архимандрита тихона (шевкунова) «несвятые святые» и другие рассказы« — являет собой замечательный образец подлинно православного современного литературного творчества.

книга эта не только духовно поучительна, не только исполнена предельно человечного — христианского! — внутреннего благородства и самой искренней любви ко всем ее персонажам, но и попросту увлекательна, интересна своими сюжетами.

при этом в ней равно выразительны присутствующие здесь яркие образы как известных наших подвижников — представителей псково-печерского монашества: отцов-архимандритов — иоанна (крестьянкина), серафима (розенберга), нафанаила (поспелова), «великого наместника» о. алипия (воронова), схиигумена мелхиседека, так и, казалось бы, более «обычных» — и монашествующих, и «мирских» — священников и самих «мирян».

просвещенные благодатию божией «лики» этих и подобных им «несвятых святых», сияющие нам со страниц книги; живая, но всегда спокойная и ясная русская речь — при изложении автором порой даже весьма острых житейских коллизий, но главное, духовная правда христова о церкви и нашей церковной жизни, — все эти характернейшие черты свидетельствуют о том, что архимандрит тихон явно опирается в своих новеллах и очерках на традицию классической русской христианской литературы — от лескова и чехова до шмелева и зайцева... и потому его новая книга окажется, безусловно, интересной как для всех, уже находящихся в ограде церковной, так и для тех, кто, — любя русскую речь, — еще только интересуется христианством и православной жизнью россии — и прежней, «советской» поры (преимущественно периода второй половины xx века), так и «постсоветской», начала нового века.

основополагающая сквозная, самая животрепещущая тема этого литературного труда — тема промысла божьего — явно самая дорогая для автора. как пишет он в самом конце книги: «...в часы, когда тягучее уныние подкрадывается и хочет заполнить душу, когда то же происходит с близкими мне людьми, я вспоминаю события, связанные с чудным промыслом божиим. один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать свое евангелие, свою радостную весть о встрече с богом... мы, хоть и немощные, грешные, но его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий промысла спасителя о нашем мире».

о таинственном и, в то же время, самом наиреальнейшем чуде этой постоянной промыслительной заботы христовой о всех нас, его чадах, рассказывается на многих страницах книги: по сути вся она и есть — живое свидетельство об этой неизменной заботе творца о своем, — то святом, а то и непутевом по греховности воли, — творении.

что ж, нам дарована богом свобода воли — и потому нередко любовь божия остается, увы, безответной. однако, можно быть уверенными в том, что благодаря книге отца тихона многие задумаются над такой своей безответностью, а некоторые наконец и устыдятся ее.

второй важнейшей темой книги является феномен монашества — как самого последовательного, самого деятельного и — явственно для автора — самого (вновь употреблю недавний эпитет!) радостного рода христианской деятельности на нашей грешной земле...

начинается монашеский путь, естественно, с послушничества. и потому будущий читатель может представить себе (что затем и обнаружит, действительно, в этой книге), сколь высоким оказывается предлагаемый нам автором образ монашества, если даже о начале его — послушничестве — он пишет следующее: «упоительное ощущение безмятежного счастья и свободы, которую никто не может отнять, осознание предельной защищенности в этом мире, потому что бог сам взял тебя за руку и ведет к необычайной, ведомой лишь ему цели, — вот что составляет неповторимое состояние послушничества. это состояние проходит. но, говорят, после долгих лет подвижничества оно возвращается в умноженной силе и в умудренном духе».

причем стоит подчеркнуть, что всё это «упоительное ощущение» для подлинного послушника имеет обычно место вовсе не в тиши некоей романтической «кельи под елью», а, например, для того же отца тихона соседствовало с «бух!» и «плюх!» на монастырском скотном дворе, где он нес свое послушание — убирал падающий долу коровий навоз...

и вот итог такого — истинно христианского — монашеского послушания (приведу, не удержусь, два абзаца): «...пришло время... браться за лопату... а коровка совсем разыгралась: с ноги на ногу переступает, хвостом широко машет, и вдруг, когда я наклонился, — хлоп меня прямо по лицу набухшей, отяжелевшей кисточкой хвоста! мгновенно рот, глаза, нос, уши — всё залепило навозом! сначала я был так ошеломлен, что даже замер от неожиданности и обиды. но потом, не помня себя, изо всех сил замахнулся на корову лопатой и...

и тут я вспомнил, что нам заповедано христом подставлять другую щеку. это если нас оскорбит человек. а тут — неразумная тварь. лопата опустилась сама собой. я утер навоз и слезы рукавом телогрейки, повернулся к выцветшим бумажным иконкам на стене, перекрестился и, всё ещё плача от обиды, принялся за уборку...»

ну не образ ли это, по сути, и самого христианства — плача и молясь, разгребать все эти «бухи» и «плюхи» нашего несчастного и прекрасного мира?

и попутно замечу, что такого послушничества — то сторожем у монастырских ворот, то в коровнике, то затем в издательском отделе московской патриархии под благожелательным, но и бдительным оком владыки питирима (нечаева) — у автора было восемь лет! но пусть обо всём этот читатель узнает из самой книги...

в итоге же, вспоминая первые годы своего пребывания в псково-печерской обители, отец тихон с благодарностью пишет: «восхищаясь... печерскими отцами, мы, послушники, мечтали во всем подражать им. даже проходя по монастырским коридорам мимо келий старцев, мы с благоговением и страхом замолкали: за этими дверями совершались невидимые битвы с древними силами зла, рушились и созидались вселенные!»

но ведь и им — и самому отцу тихону, и его друзьям-послушникам — пришлось в свое время (и каждому в свою меру) участвовать в битвах с «миром» (порой даже и с любящими родителями) за свое право стать монахами. как вспоминает автор: «...в монастырь мы в начале восьмидесятых годов не уходили, а сбегали. думаю, нас считали немножко сумасшедшими. а иногда и не немножко. за нами приезжали несчастные родители, безутешные невесты, разгневанные профессора институтов, в которых мы учились... мы... бежали из ставшего бессмысленным мира — искать вдруг открывшегося нам бога, почти так же, как мальчишки убегали юнгами на корабли и устремлялись в далекое плавание. только зов бога был несравненно сильнее. преодолеть его мы не могли. точнее, безошибочно чувствовали, что если не откликнемся на этот зов, не оставим всего и не пойдем за ним, то безвозвратно потеряем себя. и даже если получим весь остальной мир со всеми его радостями и утехами — он нам будет не нужен и не мил».

почему всё так — и рассказывается в этой книге. причем рассказывается предельно естественно, без встречаемых порой в церковной литературе «дежурных» елейности и «благочестивого» надрыва — даже когда повествуется о многих чудесах, свидетелем или прямым участником которых оказался сам автор), без каких-либо инвектив и алармизма, здраво и спокойно, а главное, с чувством благодарности за всё — и богу, и добрым людям.

именно эта благодарность и есть самая суть и христианский смысл, самый непосредственный источник всего благодатного содержания этой интереснейшей — духовно поучительной и жизненно оправданной реальною жизнью в боге — новой книги архимандрита тихона.

настоятельно советую: прочитайте ее и вы — приобщитесь к истинной радости, — радости о господе нашем и верных ему чадах, «несвятых святых» россии последнего полувека.
диакон георгий малков, сайт русская народная линия.