Новости Курганской и Шадринской епархии

17 Сентября 2013

15 сентября 2013 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских, Управляющий Курганской и Шадринской епархией Архиепископ Константин возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком храме села Чаши.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Северного церковного округа протоиерей Михаил Тихонов, насельник Свято-Казанского Чимеевского монастыря, исполняющий обязанности настоятеля Свято-Троицкого храма иеромонах Елисей (Турко), секретарь Епархиального совета иерей Константин Павлюченко, иеродиакон Аркадий (Лозовский).

На Богослужении присутствовали: глава администрации Каргапольского района В. Г. Сухнев, глава Чашинского сельского совета В.И. Блохин, а также каргапольский поэт В.Н. Веселов.

По завершении Божественной Литургии Владыка Константин совершил освящение креста, который будет установлен над храмом и иконы преподобного Иова, игумена Почаевского. Икона была написана в этом году на Почаевской горе специально для Свято-Троицкого храма взамен утраченной в богоборческое время чтимой иконы с частицей мощей.

В Свято-Троицком храме села Чаши впервые за два столетия была совершена Литургия архиерейским чином. Строительство кирпичного храма в честь Святой Троицы относят к 1854 году, завершено было в 1864 году. После 1917 года церковь была закрыта, а с 1930 года приспособлена под дом культуры и библиотеку. После пожара 1993 года от полностью выгоревшего здания остались только стены, которые сильно разрушаются. В 2007 году стараниями сельчан, сельской администрации и благотворителей начались реставрационные работы. На сегодняшний день отреставрирован только притвор, где и проходят богослужения, а большая часть храма разрушена и находится в запустении.

Архиепископ Константин уже посещал этот храм три года назад, в 2010 году, когда совершил Всенощное бдение накануне дня празднования Казанской иконы Божьей Матери. С того времени видны положительные сдвиги, - всё здание храма (более 500 квадратных метров) перекрыто новой кровлей, вставлены окна и двери.

По окончании Божественной Литургии Владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил, что «Благодать Святого Духа незримо, но совершенно явно ощущается в этом святом храме. Я помню как пять лет тому назад, направляясь первый раз на Богослужение в Свято-Казанский Чимеевский монастырь, на обратном пути я заехал в ваше село и впервые увидел этот поруганный храм, который оставлял очень жалкое впечатление. Но ещё более жалкими были люди, населявшие это место, потому как храм был превращен в самое настоящее отхожее место и для людей, и для скота. Поругание над святыней объединило людей и скот. Именно в поругании святыни люди и уподобляются скоту и проявляют полную солидарность и полное единство в своих действиях, в поругании и оскорблении святыни. В остальном, более высоком, в восстановлении поруганных святынь, люди отличаются от скота. И чем больше человек чувствует святыню, чем больше он прилагает усилий для того, чтобы эту святыню восстановить, поднять, вознести вверх, к небу, тем больше он возвышается над скотским подобием и реализовывает в себе образ и подобие Божие.

Я сердечно вас всех благодарю за то, что вы оградили это место и вычистили его от всего, и перекрыли крышу, и храм медленно начинает оживать. И то, что над этим храмом будет установлен Крест — символ христианской победы, это не просто украшение, это будет означать, что в сознании людей произошел перелом, что люди почувствовали нужду в Кресте, что мы уже поднимаемся с колен и становимся постепенно народом-победителем, а не народом-скотом, который ползает в своей пьяной блевотине.

Дорогие отцы, братья и сестры, я поздравляю вас и с тем, что в эту обитель прибыла икона, написанная на святой горе Почаевской. Эта гора мне необыкновенно близка. Когда я был студентом Винницкого медицинского института, а это находится недалеко от Почаева, то я, как только появлялась возможность, духовно окормлялся у почаевских старцев, бывал в тех местах. И сейчас, хоть мне уже за 60, но эти места, связанные с Почаевской обителью, и пещерка, и мощи, мне часто даже и снятся. И вот у вас здесь, в этом святом храме вновь появился образ преподобного Иова игумена Почаевского, великого защитника Православия.

Не надо думать, что пятьсот-четыреста лет тому назад судьбы Православия там, на территории западной Украины были легки. Они были необыкновенно тяжелы, гораздо тяжелее, чем даже сейчас у многих православных стран. Потому как тогда, четыреста лет тому назад, во времена Иова, игумена Почаевского, быть православным означало лишить себя всех гражданских прав. В некоторых местах, - во Львове, в Вильно, в других крупных городах западной Украины и Белоруссии, если хоронили православных, то их запрещали даже выносить на кладбище через центральную городскую ограду. Тогда в древности города были огорожены крепостными стенами, и православным разрешали выносить покойных только через ворота для скота. Вот такое было искусственное унижение православных. Но нужно понимать, что одно дело, когда православных, с достоинство несущих свой крест, искусственно унижают, но они не сломлены. И совсем другое дело, когда сам православный человек теряет всякое свое достоинство и уподобляется скоту.

На канонической территории Русской Православной Церкви не так и много лавр, и именно Почаевская лавра единственная в Украине, которая не была ни униатской, ни католической, и до настоящего времени держит оборону от раскольников-автокефалистов. Только монастыри сохраняют твердость и веру в истинное Православие. Дай Бог, чтобы по молитвам преподобного  Иова Почаевского произошло и дальнейшее возрождение населения этого села Чаши. Из истории известно, что в советское время село Чаши было не самым последним и не самым мелким населенным пунктом, здесь было все. А ещё раньше, - гигантский собор, и можно себе представить сколько десятков тысяч людей проживало в этой местности, и село процветало. Был храм и было процветание. Наступил 1917 год, революция, перевороты, и самое главное, - сумятица в умах людей: брат на брата с вилами и топорами, отцы на детей, страшная буча и неразбериха. Сердце человеческое помутилось, жадность и ненависть стали главными чувствами. Наступило полное презрение к человеческой жизни: свою жизнь в годы гражданской войны ценили мало, а чужую ещё меньше. Озверевший народ стал закрывать храмы, потому как эти храмы звучали немым укором этому озверелому обществу. Люди не могли терпеть этого укора, им нужно было поругать, свести, оплевать, огадить все. И когда все святое загажено, то на фоне гадости эти люди чувствовали себя более возвышенными личностями. А когда рядом стоял благородный, прекрасный храм с ликами святых, посмотришь на такой лик и молиться хочется. Но когда люди видели свои обезображенные ненавистью, страхом и подлостью физиономии, тогда они чувствовали ненависть ко всему святому и чистому. И то, что сейчас в храмах появляются иконы Святых и кресты, это означает что наш народ почувствовал и полюбил святость, и в этом начало Спасения.

Храни и благослови Вас всех Господь на дальнейшее служение во славу Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Чем больше мы любим Бога, тем больше Бог любит и нас. Любовь это понятие взаимное, это также и Божественная Благодать или Божественная Энергия, и поэтому когда мы любим Бога, то мы становимся гораздо сильнее», - заключил Архипастырь.

В этот праздничный день за труды по восстановлению православного храма Владыка Константин наградил юбилейными архиерейскими грамотами, юбилейными медалями и благодарственными письмами:

  • насельника Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря, исполняющего обязанности настоятеля Свято-Троицкого прихода села Чаши иеромонаха Елисея (Турко);
  • главу администрации Каргапольского района Курганской области В.Г.Сухнева, в память 20-летия Курганской и Шадринской епархии;
  • руководителя ООО «Лескомплект» В. С. Шаньгина;
  • регента храма Святой Троицы села Чаши Е.Г. Малахову, за активное участие в жизни прихода;
  • директора Детской Школы Искусств села Чаши С. Н. Ковалевскую.