Новости Курганской и Шадринской епархии

16 Октября 2013

В минувшем учебном году прошла апробация учебного пособия профессора А.Л. Михащенко «Православие в истории российского образования» (Курган: КГУ, 2012.- 276с.). Книга создана для студентов Курганского университета, обучающихся по программам бакалавриата. Учебник рецензирован академиком Могутновым В.П., докторами наук Криволаповой Н.А. и Менщиковым В.М.

— Анатолий Лаврентьевич, что послужило мотивом создания данного учебного пособия?

— Модернизация университетского образования с переходом на подготовку бакалавров и магистров обусловила разработку новых учебных планов, программ и учебных пособий. Идея создания современной учебной книги для студентов пришла в предутреннем сне. Кто-то может не поверить, но так было. Видимо назрела необходимость.

— Скажите каков объём учебного пособия, его структура, как представлено полиграфическое оформление?

— Учебное пособие состоит из 276 страниц и имеет все библиографические атрибуты: ISBN,УДК, ББК. Структура книги основана на формационно-хронологическом подходе в логике изложения. Имеется введение, пять глав, примечание и приложение. В конце каждой главы предложены вопросы и задания, рекомендована дополнительная литература. Полиграфическое оформление вполне соответствует содержанию учебного пособия. На синей лицевой стороне обложки — изображение герба Российской империи периода правления Николая I и развёрнутая священная книга в обрамлении лучей света. Название книги, заголовки глав и параграфов выполнены особым шрифтом с использованием букв церковно-славянского языка.

— Анатолий Лаврентьевич, хотя бы кратко познакомьте с содержанием учебного пособия.

— Во введении показана актуальность и цель книги. Её задачи — показать роль христианства в зарождении грамотности на Руси, дать характеристику Православной литературы, раскрыть особенности изучения основ Православия на разных ступенях развития Российского государства, осветить значение Православия в истории народного образования Южного Зауралья.

Первая глава повествует о происхождении христианства — одной из мировых религий. Раскрыт понятийный аппарат вероучения, зарождение христианства и Православия. Отдельный параграф посвящён апологетам раннего христианства: Сенеке, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и др.

Во второй главе говорится о Православии как источнике народного образования. Раскрываются вопросы христианизации восточно-славянского общества, создания славянской письменности и организации первых школ на Руси. Представлены педагогические поучения христианских сочинений и Православная учебная литература. В главе даётся материал об адептах Православия в образовании (М. Грек, братья Лихуды, Н. Ильминский, К. Ушинский, К. Победоносцев, П. Каптерев).

Третья глава посвящена религиозно-нравственному образованию в 16-18 веков. В ней изложен материал об образовательных проектах и педагогической мысли о православных школах церковных братств и образовательной деятельности духовенства. Специальные параграфы повествуют о зарождении высшего богословского образования и развитии низших и средних духовных школ.

В четвёртой главе говорится о Православии в школах, подведомственных Синоду. Показана работа церковноприходских школ и школ грамоты. Имеется материал о миссионерстве как способе внедрения Православия среди нерусского населения. В одном из подразделов представлен краеведческий материал о Православии в истории народного образования Южного Зауралья.

Пятая глава раскрывает возрождение духовно-нравственного воспитания в постсоветский период. В ней говорится о соработничестве Церкви и государства в вопросах познания Православной культуры. Излагаются теория и практика православного духовно-нравственного воспитания. Даётся информация о преподавании основ православной культуры в образовательных учреждениях Южного Зауралья.

— В учебном пособии имеются приложения. Какова их цель и кто автор актуальных мыслей?

— Цель приложений — отразить во фрагментах первоисточников наиболее существенную значимость Православия в образовательном процессе начальной и средней школы Российской империи и в России постсоветского периода. Авторами первоисточников являются историки и педагоги С. Миропольский, К. Ушинский, В. Петров, академик Н. Никандров, Святейший Патриарх Кирилл, игумен Киприян, епископ Меркурий.

— В Вашем учебном пособии имеется несколько иллюстраций. Что отражено на них?

— Во-первых, обложки учебных книг: «Закон Божий», «Библия для детей», «Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома», «Моя первая священная история». Во-вторых, иллюстрации на библейские темы. В-третьих, обучение и воспитательные мероприятия в православной школе Кургана.

— Ваше учебное пособие адресовано только студентам Курганского госуниверситета или представляет интерес и для других читателей?

— В первую очередь, конечно, студентам КГУ, обучающимся по программе бакалавриата. Однако книга может быть полезна и тем, кто интересуется значением Православия в образовании и духовно-нравственном воспитании. Учебное пособие приобрели 16 ведущих библиотек РФ, в том числе Российская государственная, библиотека Администрации Президента РФ, научная библиотека им. Горького, Российская национальная библиотека в С.-Петербурге, публичная библиотека Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске.

— Вами издано 15 учебных книг, в том числе и «Духовное образование в Российской империи» (2005 г.). Каковы учебно-издательские планы на будущее?

М.: В перспективе, как говорится, с Божьей помощью, издание антологии Православной педагогической мысли в России. Дальнейшее совершенствование учебных пособий по истории образования, включающих методические рекомендации, а также тестовые разработки для контроля знаний будущих бакалавров.