Новости Курганской и Шадринской епархии

2 Апреля 2014

30 марта 2014 года, в Неделю четвертую Великого поста, Управляющий Курганской и Шадринской епархией Архиепископ Константин возглавил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Кургана.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Епархиального совета иерей Константин Павлюченко, клирик кафедрального собора, окормляющий приход Серафима Саровского иерей Иоанн Ушаков, клирик храма Богоявления Господня села Усть-Миасс иерей Виталий Лукиных, диакон Василий Тимушев.

По прочтении Евангелия Владыка Константин обратился к присутствующим с проповедью: «сегодня все мы с вами слушали повествование Евангелиста Марка, который нам рассказывает удивительный случай одержимости злыми духами молодого человека, отрока и о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил его. В этом повествовании нам остаются неясными некоторые выражения. Например, когда отец отрока обратился к Иисусу Христу с просьбой исцелить его сына, то «отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк.9:19).

Это событие произошло сразу же после того как на вершине горы Фавор Иисус Христос преобразился перед своими учениками, избранными из числа двенадцати: Петром, Иоанном и Иаковом: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). Вспышка света Преображения была настолько яркой, что апостолы, упав закрывали лица руками. И после этого величайшего чуда, когда Господь явил некоторым своим ученикам свою славу, свое Богосыновство и Богочеловечество, Иисус Христос спускается с горы вниз, туда где царит не Божественный свет и Богообщение, но тьма и тожествующее зло, бессилие добрых людей, и даже бессилие Его учеников. Такой перепад вынуждает Иисуса Христа говорить, обращаясь к народу, в котором торжествует мрак и зло: «о, род неверный! доколе буду с вами?». Кто есть этот «род неверный»? Укор Господа адресован иудейским книжникам и маловерному народу, и отцу бесноватого, который просил, а веры в исцеление чада своего не имел, и даже ученикам, которые хотя и являлись свидетелями многочисленных чудес, совершенных Господом, в этом случае усомнились и показали свое бессилие. Но Христос милосерден и говорит: «Приведите его ко Мне».

И повелел привести отрока к Нему: «И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (Мк.9:20). Ужасное зрелище, особенно если представим себе, что это случалось с ним часто. Для того, чтобы все собравшиеся поняли Господь Иисус Христос сердцеведец задает вопросы, хотя и не нуждается в ответах на них: «И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк.9:21-22). Дух нечистый схватывал отрока и повергал его, где бы это ни случилось: и возле костра, и на краю пропасти, и возле кипящего котла. И в такие моменты отрок, одержимый духом немым не может призвать к себе людей на помощь. Вот такое коварство бесовское.

Христос запрещает и изгоняет духа нечистого, который перед тем как покинуть одержимого настолько сильно сотряс его судорогами, что после того как дух вышел, обмякший мальчик лежал в таком недвижимом состоянии, что все помышляли о его смерти: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер» (Мк.9:23-26).

Но Иисус Христос берет отрока за руку и он встает. И когда все удалились ученики спрашивали Господа: «И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?» (Мк.9:28). Незадолго до этого события Господь Иисус Христос избрал семьдесят учеников, а из их среды избрал двенадцать и дал им власть изгонять бесов. И конечно же народ слышал о данной ученикам власти изгонять бесов, и пока Господь находился на горе Фавор, люди приступили к ученикам дабы получить от них исцеление отрока, но ученики не смогли ничего сделать. Эти ученики, недоумевая, испрашивают Иисуса Христа о том, почему они оказались бессильны перед духом нечистым. Господь отвечает им: «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29).

И не случайно в Неделю четвертую Великого поста, когда мы уже попостились, начали очищаться в Таинстве Исповеди, просвещаться в Таинствах Соборования и Причащения, мы в полной степени начинаем понимать слова этого евангельского повествования. В нем мы, православные христиане, черпаем силу для борьбы с демоническими космическими силами зла, потому как этот род ничем другим не изгоняется, но только молитвою и постом.

Дорогие отцы, братья и сестры, мне по долгу моей службы ректором Минской и Санкт-Петербургской духовных семинарий и академии приходилось посещать зарубежные учебные духовные заведения и протестантские, и католические. Там представление о молитве, и особенно о посте совершенно символическое. Могу рассказать вам чему я сам был свидетелем. Я был с официальным визитом в одной из крупнейших католических семинарий Австрии, в древнем городе Грац. Там в воскресный день все учащиеся совместно с католическими священниками утром пошли на завтрак, а уже после завтрака на литургию — мессу, длящуюся 45 минут, и в конце мессы все причащаются. И это повсеместно, а в некоторых местах, не в семинариях, месса длится и того лишь тридцать минут.

Нигде так не соблюдается пост как в Православной Церкви. Именно поэтому на Православие, где бы оно ни было, - в Греции, в Сирии, в Сербии, в Грузии, на Украине осуществляются нападки всемирных сил зла для того, чтобы нарушить то немногое, что осталось в мире, что ещё способно как-то противостоять демоническим бесовским силам зла. Мы это должны понимать и объяснять почему именно на Православие происходят нападки. В протестантизме же никакого понятия о посте не осталось, там пост должен быть лишь «духовным», то есть мысленным.

Дорогие отцы, братья и сестры, нам важно также обратить внимание и на окончание евангельского повествования. После того, как Иисус Христос исцелил бесноватого отрока и объяснил своих ученикам о значении поста и молитвы, Он шел с ними в Галилею и говорил им о предстоящих крестных страданиях в Иерусалиме: «Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк.9:30-31). И мы должны вместе с учениками Христовыми готовиться к тому, чтобы пережить предстоящие страдания Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Но ученики не хотели верить Его словам: «Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Мк.9:32). Мы боимся будущих страданий, и даже после того, как Иисус Христос совершил чудо исцеления одержимого духом немым отрока. Только лишь психически ненормальный человек, садист может радоваться чужим страданиям. А мы все ближе и ближе подходим к страшным дня Страстной седмицы, и должны с каждым днем все больше любить Господа нашего Иисуса Христа, который принял на себя грехи мира и пострадал за всех нас, и за меня лично. Спаси Вас Господи, Аминь», - заключил Правящий Владыка.