Новости Курганской и Шадринской епархии

30 Мая 2014

29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Управляющий Курганской и Шадринской епархией архиепископ Константин возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Кургана.

Накануне вечером Правящий Владыка совершил Всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

По окончании Литургии Владыка Константин обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю Вас с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Сорок дней пролетели после Светлого Христова Воскресения как один миг, и мы сегодня празднуем особый день — завершение земного искупительного подвига Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вся Его жизнь, начиная от Рождения в убогих вифлеемских яслях, продолжая проповедническим скитальчеством и завершая страшной Голгофой и преславным Воскресением, - все это было одно искупительное дело спасения человеческого рода. Однако зная слабую природу человека, его непостоянство и забывчивость, Господь наш Иисус Христос и после Своего Воскресения много раз являлся своим ученикам, открывая им и тайны Царствия Божия, и устроение Церкви Христовой на земле. Они — ученики, апостолы начинали уже воспринимать Евангелие так как следовало. Они уже стали понимать, что Царство Мессии не есть господство иудеев над всем миром, но это Царствие Божие для всех людей Земного шара. Все желающие могут войти в Царствие Божие: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36).

Вот в какое Царствие Божие призывает всех людей Господь наш Иисус Христос. Но в Царствие Божие люди идут только через Церковь, потому что только в Церкви совершаются спасительные Таинства Господни, начиная с Таинства Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Только в Церкви Христовой преемники апостолов — епископы действуют и совершают Таинство рукоположения и в диаконский, и в священнический, и в епископский чин. Господь наш Иисус Христос открывал своим ученикам-апостолам и будущее устроение Церкви Христовой ко спасению всех людей: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49).

Казалось бы, Иисус Христос всему их научил, много раз даже после чудесного Воскресения являлся им и все объяснял, но Он также отлично знал жестокость и кровожадность мира сего. Что могли сделать двенадцать апостолов, жены-мироносицы, друзья апостолов, - от силы сто человек что смогли бы сделать? Что они могли сделать против иудейской злобы, против мощи и карательного государственного аппарата могущественного Рима? Поэтому Господь и указывает им оставаться в граде Иерусалиме «доколе не облекутся силою свыше». Речь шла о Сошествии Святого Духа на апостолов через десять дней после Вознесения, которое мы празднуем как праздник Святой Троицы — День Сошествия Святого Духа, и тогда же мы празднуем и день Рождения Церкви. Церковь родилась не сразу: было начало, постепенное становление, а  в Праздник Троицы — День Сошествия Святого Духа на апостолов — это рождение Церкви Христовой. Ученики из безграмотных рыбаков превратились в Апостолов, которые являются основателями Церквей, распространенных сегодня по всему Земному шару. Это стало возможным благодаря тому, что они получили силу свыше, облеклись этой силою, получив власть говорить на разных языках и совершать чудеса для утверждения Евангельского Слова.

Для нас же, дорогие отцы, братья и сестры, имеет значение каждое слово этого повествования, которое предагает нам и святой евангелист Лука, и Деяния святых апостолов: «И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50-51). Он возносился медленно, а благословляющий жест оставался все время, покуда ученики видели Господа Иисуса Христа. Таким образом, Он не просто один раз благословил и вознесся, но возносился, благословляя. Все Святые отцы подчеркивают, что это благословение действует и по настоящее время, и поэтому Господь говорил своим ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18-20).

Вспоминая эти слова, мы вспоминаем и о других христианах — римокатоликах, которые римского папу именуют викарием и наместником Иисуса Христа на земле, главой Церкви, наместником Бога на земле, первосвященником. Но в апостольских посланиях, особенно в последнем — ко Евреям, написано что Первосвященником нашим является Господь наш Иисус Христос, и все Таинства совершаются на небесах: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:1-2).

Кроме того, викарий — заместитель, действует в отсутствии начальника, но Господь наш Иисус Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». То есть из этих слов мы понимаем, что Господь Иисус Христос каждую минуту с нами пребывает и нам не нужны никакие заместители. Это страшная латинская прелесть, которая объясняется только гордыней римских пап. Священное Писание однозначно утверждает, что Главой Церкви является только Иисус Христос, который постоянно с нами.

Чему ещё учит нас Святое Евангелие? Оно учит нас тому, что Господь Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную, но небо образно говоря было ещё закрыто для человечества. Господь Иисус Христос был подобен нам во всем по человечеству, кроме греха. И он вознесся на небо с человеческой плотью, таким образом открыв нам, человечеству, путь на небеса, в Царствие Божие. И являясь со своей плотию своим ученикам, Иисус Христос свидетельствовал, что это не какая-то особая, призрачная, новосотворенная по Воскресении плоть, но он говорил: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). И с этой, человеческой плотию, на которой остались следы человеческой злобы и ненависти, Господь Иисус Христос вознесся и воссел одесную Бога Отца.

О чем мы ещё должны знать и помнить в этот день? Когда мы проходили поприще Великого поста, и слушали притчу Господню о богаче и Лазаре, то в ней Господь Иисус Христос говорил: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16:22). Нужно обратить внимание, что не было употреблено слово рай, но Господь указал на «лоно Авраамово», поскольку до Сошествия Иисуса Христа во ад в Великую Субботу, до того как он вывел оттуда души праведных, все умершие люди попадали в Шеол. Конечно, в этом царстве умерших было много обителей; души одних находились в состоянии относительного блаженства, как, например, бедный Лазарь, а другие же мучились там, как нечестивый богач. Но это ещё не было Царствием Божиим. С искупительным подвигом Иисуса Христа начинается вход человечества в Царствие Божие, Царствие Небесное. Для душ праведников открывается Рай, и Иисус Христос говорит благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). И таким образом открылось Царствие Божие, и открыто оно для всех людей, которые будут веровать и креститься, и соблюдать Господни заповеди.

Своим Вознесением с плотию Господь Иисус Христос всех нас, маловерных, удостоверяет в том, что для всех ныне открыто Царствие Небесное. Вот какие выводы, дорогие отцы, братья и сестры, мы должны сделать из сегодняшнего Евангельского чтения и размышления над Святым Евангелием на тему этого праздника. Вознесыйся во славе Иисус Христос взирает на нас, на свою Церковь, которая находится в состоянии борения, обороняясь, будучи гонима, иногда подвергаясь страшным физическим преследованиям, иногда находясь на грани полного физического уничтожения. Господь, как Царь, как воевода, как полководец взирает на свою земную, странствующую, воинствующую Церковь, которая находится в состоянии войны со всемирными силами зла, потому что на Церковь Христову обрушилось все демоническое зло и через слуг сатаны. Но Христос смотрит как мы сражаемся, смотрит являемся ли мы истинными воинами Христовыми, смотрит как мы отстаиваем Церковь и посылает нам свою всесильную помощь, когда нам невыносимо тяжело. Поэтому каждый православный христианин должен быть оптимистом, поскольку всегда помнит слова Господа нашего Иисуса Христа: «Я с вами во все дни до скончания века, и никто против вас», Аминь», - заключил Архиепископ.