Новости Курганской и Шадринской епархии

21 Ноября 2010
«настоящих предпринимателей будет все больше»


предпринимательство — это не просто искусство делать деньги, это способность находить, порождать и приумножать то, ради чего ты трудишься. поэтому для возрождения и процветания россии современному предпринимателю необходимо быть здравомыслящим, духовным человеком. так считает владелец сети фотосалонов «радуга» сергей андреевич реутов, с которым мы сегодня беседуем.

— сергей андреевич, вы на собственные средства отреставрировали старинное здание фотографии, именуемое в простонародье «теремок», тем самым сохранив его для потомков. стоит заметить, что таких прецедентов в нашем городе мало. как правило, имеющие культурную ценность здания, отчуждённые администрацией города тому или иному предпринимателю, попросту гибнут. поэтому спасение «теремка» — событие знаковое. расскажите, пожалуйста, читателям «православной газеты», какова история «теремка», его культурная значимость?

— фотография, которую жители города именуют «теремок», на самом деле носит название «фотография № 1». возникла она в период нэпа, в 1927 году. дело в том, что после революционных событий в кургане не осталось практических фотографий, в основном работали на дому. даже знаменитая фотография кочешева была перестроена под коммунальные квартиры. в итоге советская власть хватилась, что оказывать фотографические услуги профессионально в городе некому. и здесь как раз появился талантливый фотограф ипполит михайлович бабыкин, который работал когда-то у кочешева, он то и обратился к городским властям с просьбой о выделении земельного участка для строительства фотографического ателье на углу теперешних улиц комсомольская и куйбышева. новый фотографический павильон английского типа стал истинным украшением города. на первом этаже размещалась зона приёма клиентов, подсобные помещения, а на втором непосредственно шикарный фотосалон. однако хоть бабыкин и вложил все душевные силы и деньги в своё «детище», средства его оказались слишком ограничены, поэтому не был основательно и качественно выполнен цикл работ фундамента. ипполит михайлович надеялся, подзаработав, достроить фотографию. но в 30-м году нэп кончился, и бабыкину городские власти предложили отдать безвозмездно городу здание и имущество «фотографии № 1». выбора у ипполита михайловича не было, и он безоговорочно передал всё, что кровью и потом создавал. какое-то время ему даже предложили поработать заведующим, но очень недолго, так как на совместной фотографии персонала 1932 года его уже нет. стоит отметить, что даже после бабыкина «фотография № 1» держала марку — в ней работали очень хорошие мастера, штат был порядка 8-10 человек постоянно, а в качестве клиентов через эту фотографию прошло всё население города. павильон перестал использоваться по своему прямому назначению в 40-е годы, — в здании «теремка» разместились квартиры, и даже гармонная мастерская, так как во время войны народ особенно нуждался «в хлебе и зрелищах». в 70-е годы там обосновался мебельный магазин на первом этаже. но в 1971-ом здание вновь полностью передали «фотографии», где получила путёвку в жизнь плеяда выдающихся мастеров. «теремок» стал кузницей кадров для многих фотографов города и области.

— насколько мне известно, эта «фотография» определила и вашу судьбу?
— да, в 1946 году мой папа андрей никифорович реутов пришёл пятнадцатилетним пареньком работать учеником в «фотографию № 1». большую часть своей творческой жизни он проработал именно там, сначала фотографом, потом бригадиром, заведующим. в конечном итоге он стал руководителем областного фотообъединения. естественно, моё детство тоже оказалось связано с «теремком», коли папа там работал, я очень рано начал фотографировать и пришёл трудиться туда сразу после школы фотографом. плюс ко всему я там познакомился со своей будущей женой, где она тоже работала фотографом. так что для нашей семьи эта «фотография» имеет огромное значение.

— именно поэтому вы решили её выкупить и вдохнуть в неё вторую жизнь?
— да, наша организация приобрела «теремок» в 2006 году. здание досталось в плачевном состоянии. поэтому сразу было принято решение о восстановлении в первоначальном виде этой «фотографии». пришлось делать основной эскизный проект реставрации, провести очень много работы в архивах, музеях, собирать воспоминания людей. в итоге была проведена реставрация путём воссоздания, потому что практически всё пришлось делать заново, но с использованием тех же материалов — дерева, брёвен, фальцевой металлической крыши, которую ещё наши деды и прадеды делали. вся внутренняя планировка сохранилась неизменно. о результате теперь судить горожанам.

как первоначально и планировалось, «теремок» останется домом живой фотографии в духе старых мастеров. туда смогут прийти гости и жители нашего города, чтобы сфотографироваться в интерьерах конца xix века. а на первом этаже будет развёрнута экспозиция старинных фотографий, фотоаппаратов.

— движение по жизни открылось вам с детства, в какой момент на этом пути вы пришли к вере?
крестился я поздно, в начале 90-х годов. пришёл к этому осознанно. а повлияло на моё решение знакомство с отцом николаем чирковым. мы с ним много говорили и не только на религиозные темы, а вообще о жизни, потому что тогда наступили лихие времена, неизвестно куда шла россия. смотришь: то путч, то белый дом горит, газеты нельзя было читать, потому что одна пишет одно, другая другое, телевизор то же самое. отец николай вселял определённые надежды на все-таки светлое наше будущее. говорил, что россия встряхнётся, и вся эта пена и муть в конечно итоге уйдет, и мы снова возродимся, как нация, и наша исконно православная религия просто войдёт в нашу жизнь, как неотъемлемая её часть. тогда я принял решение окреститься. это было в декабре 1992 года, вечером, в свято-духовском храме в смолино. произошло таинство в глухой зимний пасмурный день. не могу сказать, что как только покрестился, всё сразу просветлело, нет, конечно, но как-то я стал уже по-другому задумываться о своей роли в жизни, и дальнейшее общение со священнослужителями повлияло на меня. особенно, конечно, общение с отцом николаем. я очень ему благодарен, благодарен его семье, и тому, что он не говорит: «делай так вот и ты будешь хороший» или ещё что-то, просто он сам благочестиво живёт, и невольно хочешь подражать этому отношению к жизни, отношению к семье такого человека. на моё мироощущение и понимание жизни безусловно много людей повлияло, но более всего я благодарен, что господь свёл меня и мою семью именно с отцом николаем.

— в своё время дмитрий лихачев называл деятелей культуры «последними святыми на руси», к сожалению, настоящая культура в нашей стране, особенно в кургане находится на грани вымирания, поэтому я слышала, что многим талантливым людям в нашем городе вы помогаете.
— просто стараюсь поддерживать тех творческих людей, которые являются подвижниками. таким, к примеру, я считаю фотохудожника виктора бухрова, который недавно отпраздновал свой 65-летний юбилей, я считаю, нам курганцам повезло, что мы живём в одном городе с ним и являемся ценителями его таланта. потому что имя бухрова действительно на современном этапе развития художественной фотографии значимо. он проповедник и наставник очень большой плеяды фотографов, его роль в развитии зауральской фотографии неоценима.

— как вы считаете, вытеснит ли настоящее предпринимательство, в основе которого реальный труд и помощь людям, современную тенденцию делать деньги все равно из чего, без оглядки на прошлое и без инвестиций в будущее?
я считаю, что постепенно происходит формирование класса умных здравых предпринимателей. их уже не единицы, как раньше. просто есть люди, которые не выпячиваются. они живут для того, чтобы делать добрые дела, но не являются публичными и не говорят о себе, что я там храм построил или провёл какую-то выставку или ещё что-то, а просто молча делают своё дело. окружающие сами видят таких людей. я думаю, их будет всё больше и больше. когда в стране экономическая нестабильность всегда возникает какая-то шелуха, пена, которая пытается на этом что-то ещё и заработать. но она сойдёт. а настоящие люди, ведущие правильный образ жизни и думающие не только о себе, но ещё и о своём городе, стране — они были, есть и будут. они всегда будут заботиться о россии, как о матери своей, и любить город, в котором им богом дано потрудиться.

беседовала лариса фомина