Новости Липецкой митрополии

30 Ноября 2015

29 ноября, в праздник апостола и евангелиста Матфея, митрополит Липецкий и Задонский Никон совершил Божественную литургию в Преображенском храме города Липецка.

Высокопреосвященнейшему митрополиту Никону сослужили: секретарь Липецкой епархии, настоятель Христо-Рождественского собора города Липецка протоиерей Василий Бильчук, благочинный 1-го Липецкого церковного округа, настоятель Христо-Рождественского храма города Липецка протоиерей Константин Гришин, настоятель Преображенского храма протоиерей Константин Баязов и клирики храма.

Интересна история Преображенского храма – памятника не только истории и культуры XIX века, но и памятника супружеской любви и верности православной вере в годы гонений.

…На лесной опушке, за городом, в конце XVIII века был построен маленький уютный храм у кладбища, который в 1808 году был перестроен в каменный.

Особое попечение о храме имела вдова–корнетша Александра Петровна Сатина, много уделявшая из своего имения на благоустройство храма в память о почившем любимом супруге. Она же пожертвовала в храм семейную святыню – небольшой вызолоченный крест с частицами мощей святых Петра и Февронии Муромских.

За долгую историю храм не раз встречал в своих стенах архиереев Тамбовской епархии, к которой в те времена относился уютный курортный городок Липецк.

Все годы своего существования храм пользовался теплой любовью своих прихожан, старавшихся, чем только возможно, послужить Дому Божию, – кто средствами, кто трудами, кто помощью священнослужителям. Читая историю храма, понимаешь, что во все годы он значил для прихожан более, нежели их личные дома. Такой же любовью ко святому храму горели и его священнослужители, многие из которых пострадали за имя Христово в годы репрессий начала прошлого века.

В 1939 году, несмотря на отважную пятнадцатилетнюю борьбу прихожан за свой приход, храм все-таки был закрыт и разграблен, но верующие не опускали рук: собирали подписи, писали во все местные и столичные инстанции, требуя разрешения возобновить богослужения в любимом храме. А ведь это были годы репрессий, когда с верующими не церемонились и за одну только подпись в поддержку храма можно было получить расстрел или ссылку в далекие лагеря. Вот такие у нас были православные предки, не побоявшиеся в годы богоборчества стать на защиту поруганной святыни. Они не мыслили своей жизни без Бога, без Его прославления. Больше жизни они любили свой храм.

И их молитвы были услышаны. В год Победы в Великой Отечественной войне храм вернули верующим, а с 1946 года возобновилась богослужебная жизнь. Это был второй из двух действовавших тогда храмов Липецка. На воскресные богослужения приходило до 800 прихожан, притом, что храм вмещает гораздо меньше людей. Многие стояли на улице. А на главные православные праздники – Пасху и Рождество – собиралось до двух тысяч верующих.

Даже когда в 90-е годы Церкви стали возвращать храмы, многие старожилы помнят, что Преображенский храм в праздники не вмещал всех молящихся.

Продолжая традицию прихода, храм был полон верующими и в этот праздничный день, тем более, что здесь совершалось архиерейское богослужение – особо пышное и радостное.

Вместе с правящим архиереем возносили православные свои молитвы ко Господу, с особой болью молясь за многострадальный украинский народ, о страждущих и плененных, которых становится сегодня все больше в мире: страждущих душевно и телесно, попавших в плен к разбойникам и в алчные сети греха.

В Евангельском чтении Господь вновь сегодня напоминал об обязанностях по отношению к нашим близким, которыми являются все, кто нас окружает, а особенно те, кому нужна наша помощь.

Почти все прихожане в тот день причастились. Ведь начался Рождественский пост, началось наше духовное шествие к Вифлеемскому вертепу, в котором родился Младенец-Христос, и рождественская радость предваряется сорокадневным путем поста. Он радостный – его уже озаряет Небесный свет Вифлеемской звезды, но его невозможно преодолеть без помощи Божией, без Святого Причастия, дабы принести Рожденному Спасителю вместо драгоценных даров волхвов свое покаяние.

По завершении богослужения с проповедью к православным обратился митрополит Никон. Владыка привел многие примеры помощи Божией благочестивым людям, бывшей как в старозаветные, так и в новозаветные времена. «Все хорошее в нашей жизни зависит от Божией благодати, которую мы привлекаем на себя усердной молитвой и благочестивыми делами во славу Божию, особенно делами милосердия. Как в прежние времена, так и сегодня, благодать Божия не оскудевает на нас, поэтому мы не должны унывать в скорбях и болезнях, но поминая сегодняшнее Евангелие о милосердном самарянине, верить, что Господь и сегодня готов явить нам, «впавшим в разбойники», Свое милосердие, если только мы покаемся в своих грехах и смиренно воззовем к Нему, да пошлет Он нам свою благодать «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

Владыка также отметил, что в нас мало милосердия и много ненависти, – вместо молитвы мы друг друга ненавидим и проклинаем. И от этого происходят все наши беды. Когда бы мы жили благочестиво, любя ближнего, Господь послал бы нам и здравие, и благорастворение воздухов, и изобилие урожая. Но мы своей жизнью отвращаем от себя благодать Божию и поэтому сильно страдаем.

В завершение архипастырского слова Владыка отечески напомнил не забывать испрашивать Божие благословение на всякое дело, хотя и кажущееся маловажным, в том числе и при вкушении пищи, ибо по молитвам Господь нас вразумляет, спасает и ограждает от всякого зла.



Администрация сайта.