Новости Липецкой митрополии

9 Декабря 2015

У верующих людей есть добрый обычай накануне праздника Рождества Христова делать дом чистым и уютным, выбрасывать старое и ненужное, смывать накопившуюся грязь. Подобную работу примерно за неделю до праздника делают прихожане вместе с настоятелем и в своем храме. В результате храм в Рождественские святки выглядит сияющим, светлым и нарядным.

Конечно, и внутреннему храму человека – душе нужно иметь соответствующий Рождественскому торжеству вид и настрой. Для того чтобы душа была чистой, здравой и радостной, Церковь предлагает многодневный пост. В течение сорока дней христианин имеет возможность испытать себя, исправить обнаруженные искажения, а также, используя навык телесного воздержания, применить его к душе, чтобы упорядочить душевную жизнь и взять под контроль все ее движения.

Постящийся человек как бы встает на пост (на стражу) своего тела и души. Если до поста христианин не особо обращал внимание на состав пищи, то теперь он следит за тем, чтобы скоромные блюда никогда не появлялись перед ним. И это он делает ради послушания Церкви и Богу.

Церковь учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых снедей, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Яства, от которых должно воздерживаться в посты, суть мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Подобно тому, как воин-пограничник стоит на посту и пропускает через границу только тех, кому вход в его страну дозволен, а всех прочих не допускает и оставляет за пределами своей страны, так и христианин встает на пост (дежурство) и контролирует все, что входит в его тело и душу.

Научившись в детские и юношеские годы следить за тем, чем в дни поста кормится его тело, христианин, придя в зрелый возраст, переносит главное внимание на то, чем питается его душа. А чем она питается? Сегодня человеку со всех сторон предлагают заполнить душу бесчисленными сведениями, многоразличными впечатлениями, всевозможными побуждениями. Этот широкий и неоднозначный по составу информационный поток и необходимо взять под контроль.

Здесь нужно поступать так же, как с пищей. Станете ли вы есть заведомо отравленную пищу? Сядете ли за стол, на котором вам предложены блюда из негодных, испорченных, гнилых, протухших продуктов? Даже если они будет иметь привлекательный внешний вид, вы не захотите рисковать своим здоровьем и жизнью.

Так и с тем, что входит в душу. Пусть добродетель благоразумия станет на страже окон души (зрения и слуха). И когда взору или слуху предстанет нечто скверное, благоразумие заставит нас отвести глаза от соблазнительных сцен в фильме, сайта в интернете, страницы в книге, отвратить слух от лживых слов, клеветы, чужого злоречия. И тогда не придется неделями выковыривать из души разную гадость, которая глубоко «впечаталась» в сознание из-за того, что мы не удосужились защититься от вредных впечатлений.

Сегодня актуально звучит совет преподобного Никодима Святогорца: «Над всем же сим, говорю тебе, бодрствуй над собой и не давай своему воображению и памяти воспоминать прежде виденное, слышанное, обонянное, вкушенное и осязанное, особенно, что было в этом срамного и непотребного. Враг может играть душою твоею, как мячиком, перебрасывая внимание от одного воспоминания на другое и, под ними шевеля пожелания и страсти и держа тебя, таким образом, в страстном настроении. Посему бодрствуй и паче всего смотри за воображением и памятью».

Как зло проникает в душу?

Здесь полезно вспомнить святоотеческое учение о порядке проникновения зла в человеческую душу.

Наша душа в своем составе имеет мыслительную, чувствующую и волевую зоны. Злой дух берет под прицел в первую очередь мыслительную сторону души, забрасывает в ум свои поначалу весьма простенькие идейки. На языке аскетического богословия этот первый этап искушения называется «prosbol» («прилог», «подброс»). Извне нам что-то подбрасывается, чужое, не наше.

Обнаружив появившуюся даже не мысль, а некий зародыш мысли, ум с любопытством начинает рассматривать эту странную новинку и тем самым дает ей силы для роста. Это все равно, что если бы семя сорной травы, упавшее на землю, полить водой, оно тотчас пускает корни, дает всходы. Подброшенный злым духом в ум человека зародыш мысли (прилог), приковав к себе внимание ума, набирает силу и разрастается в большую, сложную идею. Она проникает глубже в душу, в сердце, облекается в чувства, увлекает волю, формирует желания и захватывает всю душу. Происходит пленение души.

Например, во время поста в ум будет заброшен образ скоромного блюда. Ум начинает его рассматривать, воображает разные виды этого блюда, поднимает из памяти все, что с ним связано. Затем подключаются чувства, душа начинает чувствовать вкус скоромного блюда, всячески смакует его. Теперь пришла очередь воли, которая выстраивает цепочку действий, как добыть и съесть ставшую жгуче желанной скоромную пищу.

Таким образом, грех захватил в плен всю душу человека – его ум, чувства, волю. Куда теперь грех направится? В тело, а через тело – в дело.

Через греховный поступок грех актуализируется, материализуется, становится необратимым. Если вы задумали грех в душе, но не дали ему осуществиться, то, возможно, никто о нем даже не догадается и вас не осудит. Но если грех вырвался наружу, тогда для всех людей вы – преступник. Греховные поступки чрезвычайно трудно исправить, а некоторые совсем невозможно. Падение произошло.

Все? Точка поставлена? К сожалению, еще нет. Падение – это не конец греха. Совершив греховный поступок, человек рискует падать еще дальше. Последней ступенью греха является совращение другого человека. Горько, если душа испачкана грехом. Противно, если грех совершен на деле. Мерзко, когда в совместный грех втянуты другие.

Совращать других в грех – сатанинское стремление: сам гибну и других в гибель увлеку. Первым это сделал падший ангел на небе, совратив третью часть ангелов. «Большой красный дракон с семью головами и десятью рогами… увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:3-4). То же самое он продолжает делать на земле, совращая людей на грех. Диаволу уподобляются те, кто своим примером, советом, принуждением толкает других людей совершать зло.

Суровый суд высказал Иисус Христос совратителям: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1-2).

Как сопротивляться греху?

Во-первых, как можно раньше принять решение бороться с ним. Чем раньше начать сопротивление, тем будет лучше и надежней.

Прежде всего, необходимо твердо решить для себя никогда не совращать в грех других людей.

В том случае, когда греховный поступок случился, нужно попытаться тут же его исправить. Попросить извинения, если произошла ссора. Загладить добрым делом допущенное против других людей зло. Попросили бы Адам и его жена у Бога прощение за свой грех тотчас после согрешения, возможно, история человечества сложилась бы иначе, не столь трагично.

Но лучше вообще не давать злу из глубины души прорываться наружу. Например, один вспыльчивый человек, сознавая свою полную неспособность сопротивляться приступам гнева, чувствуя приближение очередной такой вспышки, срочно уходил подальше от людей, чтобы в одиночестве пережить пик раздражительности и никого не тронуть. Если уж вулкан злобы кипит в груди, то надо стараться хотя бы не допустить его извержения и не испепелять ближних своей огненной лавой.

Но гораздо надежнее пресечь зло на уровне мыслей. Для этого можно переключить свое внимание с дурных мыслей на что-либо важное и полезное. Святитель Феофан Затворник говорит, что злые прилоги тысячами атакуют наш ум, но тут же мгновенно гибнут, поскольку мы на них не обращаем никакого внимания. Выживают лишь те, на которые отреагировало наше любопытство. Наиболее питательной средой для них является человеческое пустомыслие, мечтательность. Но если мы сосредоточенны на решении каких-либо серьезных задач, мы практически не замечаем вражьи прилоги, и они, лишенные нашей подпитки, гибнут, как растения без влаги.

Опыт христианских подвижников показал, что творимая со вниманием Иисусова молитва (длительное повторение умом молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго») лучше всего помогает душе оставаться чистой от греха, поскольку никакие прилоги не могут в ней за что-нибудь зацепиться. И в душе вместо шума – тишина, и в этой тишине бывает слышен дивный голос Божий.

Таким образом, пост и молитва, контроль за своим телом и душой помогают человеку не впасть во власть злого духа. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).

«Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33:15)

Библия учит, что борьба с грехом, очищение души от зла вовсе не является последней целью для человека. «Уклонение от зла», искоренение дурных привычек подвигом ради Бога – это только половина дела. Есть еще вторая половина, самая важная – «сотвори благо». В сердце нужно насадить на место искорененного зла противоположные греху добродетели. Это и будет началом подлинной жизни в Боге.

Иисус Христос предупреждает о том, что если сердце, освобожденное от грехов, не наполнить добродетелями, то человек может оказаться в худшем положении, чем раньше. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26).

Следовательно, вторым важнейшим направлением трудов христианина в дни Рождественского поста, помимо борьбы с грехами, является творение добрых дел. Примером этого может служить материальная помощь нуждающимся: сэкономленные за счет воздержания от скоромной пищи средства позволяют подавать милостыню не копейками, а крупной суммой. В дни поста, когда мы воздерживаемся от развлечений (театра, концертов, танцев, походов по магазинам и т.д.), и появляется время для общения с людьми, нуждающимися в нашей заботе и внимании, хорошо посещать одиноких, больных, престарелых людей.

При этом появляется возможность сравнить качество и глубину чувства светлой радости и удовлетворенности, появляющиеся после совершения добрых дел с тем, что бывает в душе после привычных развлечений. Сравнение бывает не в пользу последних, оставляющих после себя в душе пустоту и томление. Напротив, кажущиеся обременительными Христовы заповеди о творении добра в действительности оказываются вовсе не тягостными, но желанными. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30).

Греховные удовольствия и духовная радость.

Обычно грех привлекает к себе внимание души обещанием удовольствия и чуть ли не счастья. Грабителю кажется, что, похитив чужое имущество, он разбогатеет и будет счастлив. Распутному видится необыкновенное наслаждение, которое он испытает с очередной привлекшей его внимание красавицей. Убийце представляется, как ему легко станет жить после того, как он уничтожит «неугодных» людей. Скаредный человек мечтает любыми способами приобрести желанную вещь, без которой для него жизнь теряет смысл.

Грех обещает грешнику наслаждение и всегда обманывает. Грабители счастливыми так и не становятся, их ловят и отнимают похищенное. Распутного после минутного наслаждения ожидают неизбежное разочарование и проблемы со здоровьем. Убийц настигает месть. А кажущаяся самой необходимой вещь, которую мы готовы добыть любой ценой, перестает быть для нас интересной, как только мы ее приобретаем.

И даже те радости и удовольствия, которые никак не связаны с грехом (например, удовольствие от вкусной пищи или наслаждение от красивой музыки), также бывают недолговечны. Получили подарок – радуемся. Потеряли его, или подаренный предмет сломался – радость наша закончилась. Радости земные (материальные) кратковременны и зависят от внешних обстоятельств.

Совсем другое дело радости духовные, которые дает Бог за победу над грехом, за совершенное добро. «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает» (Ин. 14:27). Радость и мир, даруемые Богом, не зависят от внешних условий, они не кончаются. «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Очень важно, чтобы человек испытал в своей жизни эту духовную радость, почувствовал «вкус» благодати. Вкусив сладкого, он уже не захочет горького. Наслаждения греховные померкнут в свете Божьего к нему благорасположения. Для отвращения его от зла не понадобятся более предупреждения о строгом Божьем суде и угрозы адских мук. Излишними станут даже обещания вечной награды на небесах. Человек из своего личного опыта познает Божию благость. «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9).

Чтение Евангелия от Матфея.

Очень полезным добрым делом в дни Рождественского поста может стать чтение Евангелия, в особенности прочтение текста, составленного евангелистом Матфеем. Почему именно Евангелие от Матфея?

Во-первых потому, что у него более подробно чем у других евангелистов, рассказывается об обстоятельствах Рождества Христова. Не случайно во второй день Рождественского поста чествуется память этого евангелиста.

Во-вторых, апостол Матфей с особой силой свидетельствует о божественности Спасителя и величии дела, Им совершенного на земле. Он придерживается не хронологического, а тематического плана: речи и деяния Иисуса Христа он излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии.

В Нагорной проповеди (5-7 главы) апостол Матфей изображает Иисуса Христа как Пророка и Законодателя. Далее указаны события (8-25 главы), в которых Христос проявляет Себя как Царь, управляющий миром видимым и невидимым: Он укрощает бурю, изгоняет бесов, исцеляет любые болезни, возвращает к жизни умерших. И наконец, как Первосвященник Господь приносит Себя Самого в жертву за грехи всех людей (26-27 главы).

Немаловажными представляются обстоятельства знакомства мытаря Матфея с Иисусом Христом. Трудно было представить (и менее всего такое мог предположить сам Матфей), что великий Учитель заметит презренного мытаря и даже предложит ему войти в число учеников. А слова Спасителя, сказанные в доме Матфея в ответ на упреки фарисеев, зачем Учитель ест и пьет с мытарями и грешниками, навсегда не только запомнились, но и определили дальнейшие деяния самого Матфея: «Иисус же сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12-13) .

Испытав на себе самом преображающую силу слов Ииуса Христа, Матфей после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов понес Слово Божие к язычникам. Перед тем как покинуть Иерусалим, он по просьбе иерусалимских иудеев запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира. В то время когда апостол Павел проповедовал в странах с высокой культурой и развитой цивилизацией, евангелист Матфей направился к эфиопам.

Когда хотят охарактеризовать очень злого человека, его сравнивают с диаволом, называют диаволоподобным. Но когда описывают явление свирепого диавола, то его сравнивают с эфиопом. Читаем об этом в Житиях святых: «явился сатана черный и страшный, как эфиоп». И вот к таким-то людям, в страну населенную племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями пошел апостол Матфей, твердо веруя во всепобеждающую силу Евангелия Христова, не сомневаясь в помощи Того, Кто пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

И даже приговоренный правителем одного эфиопского племени Фулвианом к сожжению заживо, апостол, исходя из собственного опыта обращения от греха к святости, продолжал верить в возможность такого же обращения для эфиопских идолопоклонников. Вера апостола Матфея победила. После его мученической смерти тот самый Фулвиан принял крещение с именем Матфей, отказался от власти, стал пресвитером, а потом и первым епископом из эфиопов. Свидетельством силы веры Евангелиста Матфея и его проповеди является тот факт, что по сей день Эфиопия остается христианской страной, единственным в Африке православным государством.

Вот какая духовная сила поселится в вашем сердце, очищенном во время Рождественского поста от злых мыслей, чувств и желаний. Душа ваша не останется пустой. Обитающая в ней евангельская благодать не допустит возвратиться и вселиться злейшим духам.

Перед тем, как приступить к совершению доброго дела, по совету Спасителя сядем и рассчитаем имеющиеся в нашем распоряжении возможности. Евангелие от Матфея насчитывает 28 глав. Если мы будем прочитывать в день по одной главе, то без особого труда за сорок дней поста прочтем весь текст и получим великую пользу. И если бы даже была душа наша совершенно черной от грехов, и в сердце обнаруживались бы людоедские движения, то постом, молитвой, церковными таинствами и Евангельским словом она очистится, преобразится. В светлый праздник Рождества Христова душа станет светлой, подобно приготовленным к празднику нашим православным храмам, и за победу над грехом удостоится той радости, которую у нее никто не отнимет.