Новости Липецкой митрополии

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1139
11 Марта 2012
Опубликовано leonty в Вс, 11/03/2012 - 14:11


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №4-5 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Беседа 1

Братья и сестры! Сегодня мы с вами поведем беседу о том, о чем обычно вы более всего любите говорить, когда встречаетесь друг с другом. О здоровье. А точнее, о здоровье и о том, что его отнимает – о болезнях. Поскольку здоровья всегда мало, а болезней, напротив, слишком много, то и разговоры наши чаще всего бывают обращены к болезням и способам избавиться от них – лечению. Но, скажут, на страницах церковной газеты прилично ли говорить о простуде и о насморке, о слепоте и глухоте? На это можно возразить: к Иисусу Христу как раз и приходили в первую очередь люди с самыми разными телесными недугами, а Он, с любовью приняв их, избавлял не только от телесных страданий, но еще и от первопричины всех болезней – от греха.
Вот и мы с вами, беседуя о болезнях, постараемся дойти до самой сути и обнаружить главную причину своих зол.
Вы, наверное, согласитесь, что среди множества недугов наиболее тяжелыми являются те, которые причиняют страдания не только самому больному, но и окружающим людям. Таковым является, например, широко распространенный недуг пьянства. Пьющий человек и сам себя губит, и всем окружающим (родственникам, соседям, друзьям) приносит много горя. Немало сил и средств требуется для того, чтобы излечить человека от недуга пьянства. Родственники пьющего человека мечтают лишь об одном: только бы он перестал пить; как пить перестанет, так все в жизни и наладится.
Но вот что рассказал один врач из Санкт-Петербурга. Верующие медики этого города в 1990-х годах объединились в православное братство и с благословения ныне покойного митрополита Иоанна занялись лечением алкоголиков. Даже самых спившихся людей они выводили из ступора, промывали кровь, отрезвляли, освобождали от алкогольной зависимости, так что те навсегда прекращали употреблять спиртное. Но потом у бывших пьяниц появлялись проблемы совершенно другого рода. Жена, например, одного из них жаловалась: «Муж, пока пил, как свинья под столом валялся, но хоть из дома не уходил. А теперь пить бросил, зато по женщинам пошел, блудить стал». Другая жаловалась, что ее муж, перестав пить, весь погрузился в стяжательство, стал жадным, ни о чем кроме денег думать не хочет. Подобных примеров накопилось очень много. «И мы поняли», – рассказывал врач: «что не пьянство является настоящей бедой, а то, о чем христианские святые говорили как о греховных страстях. Из-за них человек пьет, распутничает, злобствует, убивает, губит себя и других. И до той поры, пока он не искоренит греховной страсти из своего характера, никакие средства современной медицины не спасут его».
Что же это за греховные страсти? Это наши самые лютые враги. Не злые люди, и даже не демоны губят нашу жизнь, а греховные страсти. Люди и демоны могут лишь разжигать в нас греховную страсть (злость, гордость, зависть, жадность). Кроме того, если от злых людей можно спрятаться, демонов можно прогнать молитвой и постом, то от греховной страсти никуда не укроешься. Как только допустили ее появление душе, так она повсюду с нами: и дома, и в храме, и в аду, и в раю. И если бы душу нашу ангелы вознесли на небо, а у нас, например, осталась не искорененной греховная страсть зависти, то и на небе вместо блаженства мы бы мучились, находя во всем повод для страдания от своей зависти. Из-за того, например, что одни святые прославлены более нас.
Помните детскую сказку Пушкина про Золотую рыбку. В этой сказке-притче завистливая и жадная старуха, даже когда стала царицей, всё равно оставалась недовольной. Раньше она страдала от бедности, а теперь, став самой богатой, она еще больше страдала из-за того, что не была владычицей морской, как Золотая рыбка. Греховная страсть подобна огню: чем больше в огонь кладут дров, тем больше огонь разгорается; чем более потакает человек своей страсти, тем сильнее она становится.
Обратите внимание, что даже в раю нераскаянный грешник, то есть не искоренивший из себя греховные страсти человек, будет страдать. Выражение «греховная страсть» как раз и означает – страдание, но страдание злое. В отличие от телесных страданий, которые могут принести душе пользу, очищая её от зла, греховные страсти без конца мучают и убивают душу. В аду нераскаянные грешники будут вечно мучимы именно своими собственными греховными страстями. Здесь на земле греховные страсти терзают сердце в малой степени (например, когда мы спим, страсти молчат), после смерти они станут терзать в полную силу.
По милости Божией мы с вами, братья и сестры, имеем добрых наставников и опытных помощников в лице христианских подвижников, которые вразумленные Господом искоренили из своих сердец все греховные страсти и вошли чистыми в Царствие Небесное. В дни земной жизни они изучили на своем опыте особенности борьбы с грехом и научились побеждать его. Святая Церковь сохранила для нас этот драгоценный опыт, и мы имеем возможность воспользоваться им для нашего спасения.
По учению преподобных отцов Григория Синаита и Иоанна Лествичника есть семь главных греховных страстей: чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордость. Их называют корнем всех грехов. Все они находятся в определенной зависимости друг от друга: избыток одной порождает начало другой и так далее.
Если мы внимательней приглядимся к окружающему миру, то легко сможем обнаружить эту взаимосвязь грехов. Так, например, если какой-либо человек перестанет воздерживаться и даст волю своему чревоугодию, будет много есть и пить, то в скором времени он почувствует в себе разжигание второй по счету греховной страсти – блудной похоти. Для того, чтобы вкусно есть, много пить и содержать любовниц человеку потребуется много денег. Вот начало третьей страсти – сребролюбия. Деньги же, как известно, имеют любопытное свойство: их всегда мало, их никогда не хватает, а это вызывает недовольство. В результате у человека начинает стремительно развиваться четвертая греховная страсть – гнев. Однако гневайся – не гневайся, а если организм, расстроенный обжорством, постоянно болен, преждевременно состарившееся тело перестало быть привлекательным для молодых красавиц, а денег вечно не хватает, то хоть лопни от злости, а ничего не поделаешь. И тогда человека все чаще охватывает уныние – пятая греховная страсть, еще её называют депрессией. Многих людей уныние довело до самоубийства.
Особняком от остальных держатся шестая и седьмая греховные страсти – тщеславие и гордость. Тщеславие, когда человек делает все напоказ, лишь бы иметь похвалу от людей, со временем перерастает в гордыню, когда человек бывает влюблен в самого себя и презирает всех остальных. И даже если кто-либо искоренит первые пять страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние), он еще более подвергается нападкам со стороны гордости, так как начинает думать о себе как о победителе всех грехов, высокомерно считает себя праведником.
Рассмотрев взаимосвязь греховных страстей, мы поймем и тот порядок, в котором их надо искоренять из своей души. Святые отцы говорят: если кто желает избавиться от уныния, то пусть сначала удалит гнев; гнев не победишь, пока не исторгнешь сребролюбие; сребролюбие не уйдет, пока в сердце живет блудная похоть, а блудную похоть никогда не угасишь, пока не одолеешь чревоугодие. Вот нам и понятной стала польза от воздержания. Святая Церковь, желая всем нам духовной и телесной пользы, здоровья и благополучия, назначила для нас свои посты. С поста, с подвига воздержания начинается победоносное освобождение души от греховных страстей.
В следующих наших беседах мы подробнее рассмотрим каждую греховную страсть, чтобы узнать, как она зарождается, увидеть и понять ее вред, найти способы её преодоления. А затем выслушаем святоотеческое учение о христианских добродетелях. Подобно доброму и умному садовнику, удалим с поля своей души сорняки, мусор и грязь грехов, чтобы на очищенном месте насадить ростки добродетелей.
Теперь мы знаем, что подлинное наше здоровье зависит не от дорогих лекарств, а от правильного устроения души. Именно о нем будем молиться Господу и беседовать об этом в храме, в доме, повсюду. И тогда увидим, как разговоры наши из празднословия обратятся в душеполезное общение.
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия