Новости Липецкой митрополии

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1217
4 Апреля 2012
Опубликовано leonty в Ср, 04/04/2012 - 18:51


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №11 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
ГНЕВ (Беседа 7)
Едва ли найдется на земле человек, который бы никогда ни на кого не гневался, ни разу ни на кого и ни на что не рассердился. Но даже если нам посчастливится встретить такого редкостного человека, всегда доброжелательного, терпеливого, вежливого к окружающим, то выяснится, что он отличается от прочих большим самообладанием, а не отсутствием способности сердиться. В душе он может испытывать сильное чувство негодования, встречаясь, например, с чьей-то глупостью, но, умея сдерживать себя, не высказывая своих упреков, может восприниматься другими как безгневный.
Оглядываясь на свою жизнь, припомним ли мы хотя бы один день, прожитый без раздражения. Нередко в течение дня буря гнева многократно сотрясает наше сердце по самым разным поводам. Чувство гнева всем нам очень хорошо знакомо. И если кто-либо скажет: «Я давно уже ни с кем не ссорюсь», – то это лишь дело времени. Пока такого человека никто не трогает, ему самому и окружающим его начинает казаться, что он добр и терпелив, но лишь только будет сделано что-то не по его воле, как выяснится, что о безгневии не может быть и речи, все в душе его моментально закипает и долго не может остыть.
Не с этой ли целью Господь порой намеренно так устраивает внешние обстоятельства жизни человека, чтобы притаившаяся страсть гнева проявилась наружу и человек открыл для себя горькую правду: еще много злости лежит у него на сердце.
КАК ВОЗНИКАЕТ ГНЕВ?

В душу каждого человека Бог вложил совесть, проявляющуюся в нас чувством справедливости. Всякий раз, встречаясь с проявлением несправедливости, наша душа вполне законно начинает негодовать и возмущаться. И успокаивается душа только тогда, когда увидит, что обидчик испытал сам на себе такие же неприятности, которым он подверг ближнего, и старается впредь больше так не делать.
В детстве такие конфликты решаются просто. Например, дети за столом что-то рисуют красками, и один другого намеренно ли, случайно ли толкает, в результате у второго появляется клякса на рисунке. Тот сразу же делает такую же кляксу первому. Теперь первый претерпел то же, что и второй. И все, инцидент исчерпан, взаимных претензий нет! У взрослых, как всегда, все бывает сложнее.
ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ
«Гневайтесь и не согрешайте», – говорит Писание. Гнев может быть праведным, но только в тех случаях, когда согласован с разумом. Мы можем гневно желать и даже требовать другому человеку строгого наказания для его нравственного вразумления, например, тюремного заключения для воров, грабителей и убийц. Если преступник голоса своей совести не слушает, общественные предупреждения игнорирует, то пусть испытает внешнюю силу закона и насильственно будет остановлен. Пусть будет изолирован от общества, чтобы он не портил жизнь другим, чтобы не совершал дальнейших преступлений и тем окончательно не погубил свою душу.
Гнев допускается как необходимое средство для исправления согрешивших и для защиты обиженных. Так Спаситель негодовал на лицемерие фарисеев, с гневом выгнал торговцев из храма. Это – гнев праведный.
НЕПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ
Гнев престает быть праведным и становится греховной страстью тогда, когда наше естественное чувство справедливости самолюбиво превращаем в повод к нападкам на другого человека, когда ищем не его душевной пользы, но делаем другому зло для зла, чтобы только отомстить и унизить его.
Святой Иоанн Лествичник говорит, что неправедный гнев есть желание сделать зло огорчившему.
ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА
Вспыльчивость – мгновенная вспышка гнева по любому, даже ничтожному поводу.
Раздражительность – болезненно-чувствительное реагирование на то, что неприятно.
Ярость – желание беспощадно сокрушать то, что не по нраву. Ярость является высшей степенью раздражения. От обычного гнева ярость отличается почти полной утратой рассудка.
Непристойная ругань, крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, злословие (желание в споре, во время ссоры с человеком изыскать порочащие его жизнь побуждения или поступки).
Нанесение побоев, драки, убийство.
Злопамятство – нежелание забыть о причиненных неприятностях или вреде, или обиде, закрепление в памяти испытанного в связи с этим чувства злости.
Ненависть – желание уничтожить в своем окружении все то, что раздражает, что не получило нашей положительной оценки.
Враждебность – расценивание обстоятельств и отношения окружающих, как заведомо опасные, желание дать им отпор.
Мстительность – желание причинить вред тому, кто отнесся к нам хуже, чем ожидалось, не так, как мы сами считали справедливым и правильным. Желание отвечать злом на зло.
Клевета – желание вызвать осуждение окружающими людьми какого-либо человека сообщением заведомо ложных, порочащих сведений о нем.
Осуждение – стремление обвинить человека в каких-либо недостатках, желание осудить его, т. е. объявить не подлежащее сомнению решение о безусловной и окончательной виновности осуждаемого.
Возмущение – выражение в резкой форме недовольства кем-либо или чем-либо с нанесением словесного оскорбления человеку.
ВРЕД ГНЕВА
Гневливый человек грешит перед Богом. Господь в Писании говорит: «Мне предоставь отмщение, Я воздам» (Рим.12:19). А гневливый присваивает себе права Бога, и сам устраивает самосуд, словно нет Божьего управления всей Вселенной. Потому гневливый человек, хотя бы и мертвого воскресил, не будет угоден пред Богом. Не имея возможности отомстить более сильному сопернику, гневливый начинает обвинять Бога: почему Он не карает грешников? Гневливый, выступая против провидения и благости Божией, богохульствует.
Грешит гневливый человек против других людей. Ослепленный гневом, он часто бывает несправедлив в отношении к другим людям.
Находясь в раздраженном состоянии, не вникает в суть спорных ситуаций и многих понапрасну оскорбляет. В пылу гнева человек может нанести сильную обиду и близкому родственнику, и лучшему другу.
Для гнева характерно особое психическое состояние – это аффект. В состоянии аффекта сознание человека частично или полностью отключается. Утратив самоконтроль, человек может совершить поступки, которые никогда бы не совершил, будучи в здравом уме и ясной памяти.
Особую роль в возникновении гнева играет состояние алкогольного опьянения. По этому поводу святитель Тихон Задонский писал: «Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость».
От гнева между людьми происходят споры, ссоры, раздоры, драки и убийства.
Вредит гневливый человек самому себе. Находясь в гневном возбуждении, он помрачает свой разум, возмущает сердце, теряет силу воли, не владеет собой.
От гнева ухудшается телесное здоровье, разливается желчь, портится кровь, расстраивается нервная система. У гневающегося человека выделение адреналина и норадреналина без последующей физической работы разрушает организм. Если психическое напряжение не трансформировалось в физическую активность, то может развиться повышенное артериальное давление, язва желудка, инфаркт (говорят: лопнул от злости). Хронический гнев серьезно подрывает иммунную систему.
Раздражительный человек оказывается крайне малодушным, доходит до глупости, а иногда до зверства. Мудрецы называют гнев кратковременным сумасшествием. Персидский царь Ксеркс, узнав, что во время переправы утонул в реке его любимый конь, в гневе приказал выстроиться всей армии вдоль берега и весь день хлестать воду в реке плетками в наказание за утонувшего коня.

Нечестивый сирийский царь Антиох Епифан, воспылав гневом на сохранивших верность Богу жителей Иерусалима, с высокомерием и яростью сказал: «Кладбищем для иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда». Но как только кончил он эти слова, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. Однако он еще более исполнился огнем ярости на иудеев и приказал ускорить карательный поход. Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела, так что из тела нечестивца во множестве выползали черви и еще у живого выпадали части тела от болезней и страданий; смрад же зловония от него невыносим был в целом войске. И того, который незадолго перед тем с гневом угрожал свергнуть звезды небесные, никто не мог сносить по причине невыносимого зловония (2 Мак. 9).
Гневливый человек унижает свое достоинство, теряет доброе имя, честь и уважение.
СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ГНЕВНОЙ СТРАСТЬЮ
Страсти гнева противостоит добродетель кротости. Кротость есть спокойное, исполненное христианской любовью состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей. Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. «Переносить все есть кротость» (Авва Исаия).
1. Важное средство против гнева – отсрочка. Отложим на другое более позднее время свое намерение отругать виновника нашего раздражения, а там, глядишь, уже и гнев утихнет. Или если уж необходимо обязательно сейчас наказать кого-то, то хотя бы прочитаем перед этим краткую молитву, и этим немного успокоим свое сердце.
2. Хорошим средством против гнева является терпение – потребность принимать реальность (себя, близких, окружающее) такой, какова она есть, беспристрастная оценка своего и чужого поведения в данной ситуации. «Долготерпение есть не помышлять ничего против ближнего» (Авва Исаия).
3. Умение взглянуть на дело с разных точек зрения помогает не только избежать конфликта с «инаковидящим», предотвратить ненужный гневный спор, кто более прав, но и глубже узнать и понять сам предмет спора.
4. Очень помогает угасить взаимный гнев и возможные ссоры умение обратить возникший конфликт в шутку. Чувство юмора, не злого, а доброго, помогает разрядить самую напряженную ситуацию.
5. Полезно мысленно ставить себя на место тех, на кого мы сердимся, и спрашивать себя: «А не сделал ли я сам что-либо, послужившее причиной ссоры? Каково было мне, если бы на меня так рассердились?» Зная свои слабости, погрешности и недостатки, надо великодушно прощать погрешности других.
6. Древний мудрец Сенека советовал гневливому человеку быть более объективным в оценках ошибочных действий других людей: «Отрока извиняет возраст, женщину – пол, постороннего – независимость, домашнего – родственность. Друг ли оскорбил? Он сделал то, чего не хотел бы. Враг ли оскорбил? Он сделал то, что и должен был сделать (на то он и враг). Благоразумному уступим, глупому простим. В любом случае будем говорить себе: и мудрые люди часто погрешают; нет на земле такого предусмотрительного человека, который бы никогда и ни в чем не ошибался. Само благоразумие требует от нас не раздражаться. Тот, кто оскорбил тебя, может быть или сильнее тебя, или слабее тебя. Если слабее, то пощади его; если сильнее, то побереги себя. В любом случае от гнева надобно всегда воздерживаться, равен ли тебе оскорбивший, или выше, или ниже тебя: с равным спорить и тягаться сомнительно, с высшим – опасно, а с низшим – унизительно».
7. Гнев можно укрощать предвидением грядущей неприятности, приготовлением своего духа к встрече с ней и мужественным преодолением.
8. Весьма полезно помнить слова молитвы Господней: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим»; держать в уме образ страдающего Иисуса Христа, великодушно молившегося о своих врагах: «Отче прости им грех сей, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).
9. Богомудрые мужи учат нас быть сдержанными в упреках даже в тех случаях, когда мы абсолютно правы: правда, сказанная с добром, остается правдой; правда, сказанная с гневом, правдой быть перестает.
10. Чтобы избавить свою душу от этой вредной греховной страсти, надобно исторгнуть самые корни гнева: чрезмерное самолюбие, чревоугодие, похоть, сребролюбие и гордость. Далее надобно подавлять свой гнев в самом начале, когда он подобен только искрам. Если он превратится в пламень, то нельзя будет ничем погасить его, так как он все встреченное истребит.
11. Святой Иоанн Лествичник советует: «Если после долгих трудов не удалось побороть в себе дух гнева – иди, смирись покаянно перед тем, на кого злишься, хотя бы на словах; и, устыдившись того, что так долго лицемерил перед ним, почувствуешь к нему любовь». Старцев, достигших святости, отличало умение кротко сносить оскорбления, даже радоваться гонениям и обидам, а также молиться за обижающих.
12. Иисус Христос учит: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). У каждого человека есть добрые дела (правая щека), за которые все его хвалят, и есть скрытые дурные дела (левая щека), о которых мало кто знает. В том случае, когда нас за добро не только не отблагодарили, но еще и оскорбили (не погладили, а ударили по правой щеке), Господь предлагает нам не отравлять свое сердце злобой на обидчика и не мстить ему. Апостол Павел уверяет, что Бог Сам, если надо, с нашими врагами разберется. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Спаситель предлагает нам извлечь выгоду из сложившейся ситуации: подставить левую щеку. Помня, что за все свои добрые и злые дела в день суда получим от Бога вечное воздаяние, мы просим: «Господи! Меня незаслуженно оскорбили. Мне очень больно. Но пусть это невинное страдание будет вменено мне как наказание за мои тайные грехи (левая щека), о которых никто до сих пор не знал и ни разу меня не укорял, так, чтобы на Страшном Суде я уже не отвечал за эти грехи перед Тобой!» Проверено, что если так сделать, гнев даже на самую несправедливую обиду легко проходит, как рукой снимается. Своим безгневием мы обезоруживаем врага, и он, не терпя укоров совести, начинает искать примирения с нами. А мы избавляемся от вечных мук за свои тайные и неисправленные грехи.
Вот мы увидели, откуда в нас берется гнев, насколько он вреден и опасен. Узнали, какие средства имеются для угашения гнева и полного исторжения его из сердца. Будем благоразумны в оценках себя самих и своих ближних. Научимся в каждом заслуженном или незаслуженном оскорблении распознавать испытание, посланное нам от Бога либо в наказание за грехи, либо для побуждения к исправлению, или же для приучения нас к смирению, незлобию, терпению.
Постараемся, когда возникнет необходимость, обличать и вразумлять других, делать это спокойно и доброжелательно, по слову апостола: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал.6:1).
Будем помнить, что человек, который способен не отвечать обидчику тотчас злом на зло, вовсе не слабый и трусливый, а, напротив, очень сильный духом. Древние говорили, что победа над собой (преодоление своих греховных страстей) намного выше, нежели победа в сражении над внешними врагами.
Пусть в сердцах наших звучат святые апостольские слова: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:17-21).
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия