Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
19 Января 2017
19 января 2017

.19 января, в праздник Крещения Господня, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Магадана.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Магаданского епархиального управления протоиерей Михаил Гарас, настоятель храма святой мученицы Татианы иерей Димитрий Просяник, председатель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению иерей Сергий Зеленов, руководитель епархиальной пресс-службы протодиакон Сергий Епифанцев, председатель епархиального отдела по делам молодежи диакон Владимир Зимонов.

После Богослужения архипастырь обратился к верующим с проповедью, посвященной празднику Крещения Господня.

– «Днесь вод освящается естество», - поем сегодня мы, уповая, что благодать Божия, данная водам реки Иордан, когда в нее вошел Бог, ставший Человеком ради нашего спасения, будет сообщена и тем водам, над которыми мы сегодня возносим свои молитвы. Мы молились «…о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела... и на всяку пользу изрядну...». Крещенскую воду – великую Агиасму – мы понесем в свои дома, будем употреблять ее ежедневно с благоговением и молитвой, окроплять ею свои жилища, – сказал Высокопреосвященный владыка.

Пресс-служба епархии

.Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.