Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
5 Апреля 2018
4 апреля 2018

31 марта 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.


Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в нашей стране и за рубежом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: В Кембридже умер великий ученый Стивен Хокинг. Великобритания причисляет его к ста величайшим людям этой страны. Что Вы думаете о теориях Стивена Хокинга в контексте Божественного происхождения вселенной?

Митрополит Иларион: У меня в руках его книга «Краткая история времени». Она вышла тиражом 10 миллионов экземпляров в Великобритании. Книга переведена на многие языки. Я сам в свое время с большим интересом прочитал эту книгу, в которой Хокинг весьма доступно рассказывает о том, как по мнению ученых произошла вселенная, как она развивается. Автор здесь излагает теорию большого взрыва.

Но больше всего меня в этой книге поразило то, что Хокинг довольно часто обращается к теме Бога. Он ставит знак вопроса, но никогда не отвечает на этот вопрос. Например, он говорит, что если вселенная расширяется, могут существовать физические причины для того, чтобы она имела начало. Можно по-прежнему представлять, что Бог создал вселенную в момент большого взрыва или даже позднее. Однако было бы абсурдно утверждать, что вселенная возникла раньше большого взрыва. Из всего этого Хокинг делает вывод, что представление о расширяющейся вселенной не исключает Создателя.

В конце своей книги он говорит, опять же, о том, что если будет найден ответ на вопрос о происхождении вселенной, это будет полным триумфом человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога. Этим, собственно, заканчивается книга.

Думаю, Стивен Хокинг представляет собой пример честного ученого, который показывает, до каких границ доходит наука и за какие границы она не может переступить. Для себя под конец жизни Хокинг ответил на этот вопрос, к сожалению, отрицательно. Он в последние годы говорил о себе как об атеисте. Но на момент написания этой книги, которая, я думаю, является его самой главной работой, самой известной его книгой, он, как я думаю, был человеком сомневающимся, и он показывает, что все научные теории, которые он излагает, не противоречат идеи существования Бога.

Е. Грачева: Верующими были, как мы знаем, наши великие ученые: Циолковский, Менделеев. Они от Бога не отреклись до самого конца.

Митрополит Иларион: И те британские ученые, о которых говорит Хокинг, в том числе Исаак Ньютон, тоже были верующими, то есть книга Хокинга показывает, что никакого противоречия между господствующими сегодня научными теориями и идеей Бога как Создателя вселенной не существует.

Е. Грачева: Под Екатеринбургом есть среднеуральский женский монастырь, где начался сбор подписей против внедрения биометрических данных, оцифровки персональных данных, ИНН в нашей стране. Как известно, действительно, очень часто при регистрации на любом сайте, при приеме на работу, при заключении любых договоров с банками, страховыми компаниями, получении кредитов ты везде подписываешь согласие на обработку своих персональных данных. Что Вы думаете о такой инициативе, которая исходит от церковнослужителей? И поддерживается ли эта позиция в целом Русской Православной Церковью?

Митрополит Иларион: Наша Церковь уже несколько раз высказывалась по этой теме, в том числе на высоком официальном уровне. И общая тональность этих высказываний сводилась к тому, что человека невозможно путем каких-то манипуляций, каких-то цифр, сочетания цифр, каких-то штрих-кодов заставить отречься от Бога. Отречение от Бога — это сознательный акт.

Е. Грачева: В суде одного австралийского штата впервые в истории прошло уникальное слушание, где было заявлено о притеснении людей-киборгов со стороны обычных людей. Под людьми-киборгами подразумеваются те, кто в себя уже вшивает цифровые платы, ключи от машины, карты проезда в метро и так далее. Да, ты даешь согласие на обработку персональных данных, но ведь воздействия на организм человека подобного рода вживления до конца еще не изучены.

Как известно, у нас в Зеленограде есть инженер, который вшил себе такой чип. Всего в мире насчитывается, по оценкам экспертов, более 50 тысяч таких людей-киборгов. Как Вы думаете, нужно ли применять законодательные инициативы в нашей стране, чтобы это не получило тотального распространения и не стало такой модной опасной забавой?

Митрополит Иларион: У человека, например, может быть машина и у него могут быть ключи от этой машины. Конечно, он может упростить себе жизнь за счет того, что найдет какую-нибудь одну карточку, которая будет открывать и его квартиру, и его сейф, и его машины, и что-нибудь еще. Он может такую карточку попытаться в уменьшенном виде себе куда-то вживить. Но чем больше будет вмешательство человека в собственное тело, тем больше с этим будет сопряжено рисков. Думаю, что любой врач подтвердит то, что я сейчас говорю. Поэтому я надеюсь, что это явление не будет иметь широкое распространение, и не думаю, что надо как-то законодательно его оформлять, по крайней мере, на данном этапе.

Е. Грачева: В московских школах могут запустить проект, который называется «Я — россиянин» с онлайн заданиями о традиционных религиях России. Причем помимо учебников и онлайн-задач будет еще такой чемоданчик для творчества, который в себя включает такие наборы, как христианское пасхальное яйцо, исламская мозаика, буддийская мандала, иудейская кипа. Что Вы думаете по поводу такой инициативы и по поводу того, что христианское пасхальное яйцо будет в виде набора для творчества?

Митрополит Иларион: Я положительно оцениваю эту инициативу, потому что, думаю, со мной согласятся и представители других наших традиционных религиозных конфессий, очень важно, чтобы дети знали как можно больше о религиозных традициях, в том числе не только о своей собственной религиозной традиции, но и о религиозных традициях своих одноклассников, своих соседей. И здесь любой просветительский проект такого рода, который будет направлен на повышение религиозной грамотности, религиозные конфессии будут только приветствовать. Очень важно, чтобы в разработке таких проектов принимали участие сами представители религиозных традиций, чтобы разработчики не наделали каких-нибудь ошибок, чтобы эти ошибки, как это часто случается, если не привлекаются компетентные эксперты, не мультиплицировались на других уровнях.

Е. Грачева: В преддверии проведения в нашей стране чемпионата мира по футболу набирает обороты скандал по поводу истребления бездомных животных на улицах наших одиннадцати городов, где пройдет чемпионат мира по футболу. Причем цифры за убийство одной бездомной собаки 6-9 тысяч рублей. Как говорят защитники животных, за эти деньги можно животное стерилизовать, вакцинировать, осуществить отлов и так далее. Какая у Вас позиция по этому вопросу?

Митрополит Иларион: Вне зависимости от чемпионата, необходимо очень серьезное внимание уделить этой теме. Потому что, как мы знаем, совсем недавно в Истринском районе Подмосковья произошел трагический случай, когда собаки растерзали молодого человека, покалечили беременную девушку. Мы должны, прежде всего, заботиться о здоровье и безопасности людей, и должны сделать все, чтобы исключить подобные инциденты в будущем.

Е. Грачева: Владыка, в начале года комитет по охране окружающей среды и экологии уже обратился к министру Павлу Колобкову с просьбой животных пощадить. Возникает вопрос: есть ли какая-то единая позиция по этому вопросу у Церкви?

Митрополит Иларион: Позиция Церкви заключается в том, что приоритетом всегда должно быть благо и безопасность людей. И именно на это должны быть нацелены усилия. Не на то, чтобы любой ценой сохранить животных. Я думаю, что в дело должны вмешаться эксперты. Но еще раз повторяю, что приоритетом должна быть забота именно о людях.

У Церкви есть очень хороший опыт защиты бездомных животных. Например, один священник в Подмосковье создал целый приют для бездомных собак и кошек. Он их туда собирает, кормит, прихожане сдают пожертвования. Это один из положительных примеров. Но, думаю, что проблема должна быть решена на общегосударственном уровне.

Е. Грачева: Владыка, в столице есть инициатива предоставить возможность одиноким пожилым людям регулярно посещать воспитанников детских домов. Это очень интересная программа. Может ли к ней в перспективе присоединиться Церковь?

Митрополит Иларион: Это очень полезная, на мой взгляд, инициатива. Причем она уже опробована в некоторых странах. Я думаю, что, конечно, Церковь поддержит такую инициативу.

Е. Грачева: Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая пошла еще дальше. Она предлагает в стране смягчить наказание для несовершеннолетних преступников и говорит о том, что воспитание должно быть главной мерой, а уголовное наказание, скорее, исключение. Вы согласны с этой позицией? Разделяете ли Вы ее на сто процентов?

Митрополит Иларион: Я согласен с тем, что воспитание должно быть главным методом, направленным на искоренение преступности в детской и юношеской среде. Согласен со многими, кто, анализируя несовершенство нашей исправительной системы, указывает на то, что один раз совершив проступок или преступление, молодой человек оказывается в преступной среде и потом уже не может из нее выйти, если, например, попадает за решетку. В этом смысле, конечно, были бы гораздо более полезны меры воспитательного характера, чем просто заключение под стражу и помещение, может быть, один раз оступившегося, в среду закоренелых преступников.

Е. Грачева: Владыка, еще одна интересная международная новость, не могу о ней не спросить: феминизм, оказывается, дошел до Ватикана, там монахини пожаловались «на положение бесправных рабынь». Вы наверняка знаете, в каких условиях живут монахини в Ватикане. На что же они пожаловались на Католическую Церковь?

Митрополит Иларион: Думаю, что речь в той публикации, о которой Вы говорите, идет о конкретных случаях. Например, когда монахиня прислуживает архиепископу, и, собственно, там как раз такие ситуации и приводятся: когда она должна раньше встать, чтобы приготовить ему завтрак и накрыть на стол, потом ждать, когда он пообедает или отужинает, затем снова ждать, пока уйдут все его гости. Также в ее обязанности входит заботиться о том, чтобы у него были чистые рубашки и подрясники и так далее. Но такой труд выполняют, конечно, не только монахини и не только в Католической Церкви, поэтому делать здесь какое-то обобщение, наверное, не следует.

В Католической Церкви есть много монастырей, где монахини живут примерно в таких же условиях, в каких живут монахини в православных монастырях. Кроме того, для самореализации женщин и в Католической Церкви, и в других Церквах сегодня существуют разные возможности. Например, как известно, ни у католиков, ни у православных женщина не может быть священником, но женщина может быть профессором богословия, она может писать книги, выступать с лекциями, руководить церковным хором. Женщина может руководить женским монастырем, то есть пространство для женского служения в Церкви весьма обширное.

Если говорить о тех монахинях, которые чувствуют себя в положении рабынь, то, конечно, эта тема требует осмысления, но она должна рассматриваться комплексно. То есть речь не может идти о какой-то дискриминации именно женщин в той или иной Церкви, а речь должна идти о том, как в Церкви организовано служение.

Е. Грачева: Владыка, до Пасхи остается последняя неделя, известная как Страстная седмица, наиболее насыщенная событиями в преддверии этого великого Праздника. Как следует готовиться к Пасхе? Какие наставления Вы дадите тем, кто впервые осмысленно подходит к этому дню в своей жизни?

Митрополит Иларион: Пасха — это воспоминание о самом главном событии в христианской истории, о Воскресении Христа. Именно поэтому Пасха — это самый главный праздник церковного года, а Страстная седмица — это время, когда мы вспоминаем последние дни, часы и минуты земной жизни Христа в режиме реального времени. То есть мы приходим на богослужение, допустим, в Великий Четверг для того, чтобы вспомнить Тайную Вечерю, чтобы стать участниками Тайной Вечери и принять в себя Тело и Кровь Христа. Мы приходим на богослужение Великой Пятницы, чтобы вспомнить о последних минутах земной жизни Христа, о том, как Он умирал на Кресте.

Эта возможность пережить всю евангельскую историю в режиме реального времени через богослужения Православной Церкви — драгоценная возможность, которая выпадает раз в год. Поэтому прежде всего я хотел бы призвать православных христиан на Страстной седмице как можно чаще бывать в храме, чтобы услышать и прочувствовать эту историю земной жизни Господа Спасителя и понять, что значит для каждого из нас событие Его Воскресения из мертвых.

По опыту очень многих людей могу сказать, что те, кто по-настоящему прожили, пережили Страстную седмицу, совершенно по особому воспринимают праздник Пасхи. А те люди, которые на Страстной седмице в храме не бывали, а просто пришли на Пасху, чтобы посмотреть на крестный ход, как правило, продолжают чувствовать себя чуждыми тому, что происходит. То есть они приходят, участвуют в этом пасхальном богослужении, но его смысл они по-настоящему не понимают. Для того чтобы по-настоящему пережить Пасху, нужно пережить Страстную седмицу.

Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».


Вопрос: Как Православная Церковь относится к сообществам анонимных алкоголиков и программе реабилитации 12 шагов? Давно изучаю литературу по зависимости и созависимости, статьи в интернете и мнения священников об этой программе порой противоположны.

Митрополит Иларион: Хотел бы, отвечая на этот вопрос, напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла конкретно об этой программе: «Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма или наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений». Негативное отношение духовенства к программе 12 шагов зависит от степени осведомленности. Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет — это слова Святейшего Патриарха Кирилла.

На протяжении многих лет при храме, где я служу, действует община анонимных алкоголиков, и я вижу, какое благотворное воздействие программа 12 шагов оказывает на тех, кто страдал недугом винопития или недугом наркомании (а мы воспринимаем и алкоголизм, и наркоманию именно как недуг, как болезнь — болезнь, которую можно исцелить).

Программа 12 шагов направлена не просто на освобождение от того, что сейчас принято называть химической зависимостью, то есть зависимости человека, его тела от тех или иных ингредиентов, содержащихся в алкоголе. Эта программа, по сути, направлена на полное перерождение человека, и в этом смысле многие ее элементы созвучны тому, чем занимается на протяжении веков Церковь.

Например, первый шаг этой программы — это необходимость для человека осознать, что у него нет собственных сил для преодоления алкогольной или наркотической зависимости, что ему нужна помощь. Ведь зачастую люди, страдающие алкоголизмом или наркоманией, отказываются от помощи, ибо не видят собственную болезнь, считая, что никакой болезни нет вовсе. И первый шаг — признание необходимости помощи. Откуда может прийти помощь? Помощь может прийти от Бога и от людей. И когда с одной стороны, с человеком занимаются профессионалы, а с другой стороны, ему помогает Церковь, то на опыте многих людей можно увидеть, как благотворно действует эта программа в сочетании с тем, что может предложить человеку Церковь.

Источник: mospat.ru