Новости Майкопской и Адыгейской епрхии

26 Сентября 2017

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина.

Спасительные плоды или действия Таинства Евхаристии при достойном приобщении следующие:

1) Теснейшим образом соединяет нас с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6,56).

2) Питает нашу душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6,57). Принимаемое достойно, оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно - блаженной жизни: «ядущий хлеб сей жив будет вовек» (Ин. 6,58).

3) Эти спасительные плоды Евхаристия приносит только приступающим к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение: «…кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29).

О необходимости регулярного причащения для мирян свидетельствует Священное Писание, Предание Православной Церкви и учение ее отцов:

Завет Спасителя.

Господь Иисус Христос призывает нас в Своем Благовестии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей – то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли; ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6,53-58).

Христос в Евангелии призывает, чтобы Причастие стало нашей пищей: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6,35;6,48), «приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда»( Ин.6,35). «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий…» (Ин.6,27). «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14,6). «Хлеб насущный дай нам на сей день» (Мф.6,11).

Девятое каноническое правило святых апостолов гласит: «Всех верных, входящих в церковь и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения». Как древние, так и новые толкователи этого правила сходятся на том, что правило подразумевает Причащение всего присутствующего в храме народа, т.е. верных.

Евхаристией люди связываются в Тело Христово: все мы причащаемся Одного и Того же Христа, Его Святейшие Тело и Кровь проходят до последних атомов нашего существа – вот мы и становимся через это ближе, чем братьями и сестрами,- одним Телом, в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. В Причастии происходит исполнение воли Божьей о человеке и явление Любви Божьей ко всем нам.

Евхаристия – благодарение Бога. Причащаясь, мы благодарим Его за совершение нашего спасения и делом творим свое собственное спасение, исполняя волю Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4).Таким образом, именно в причащении мы можем выразить Богу благодарность за наше спасение.

Причастие является основной пищей христианина, через Приобщение христианину подается оставление грехов и примирение с Богом во Христе, укрепление духовной жизни, исцеление духовных и телесных болезней. Приобщение Христу утверждает веру и делает человека способным вести истинную христианскую жизнь в этом мире. Таинство Евхаристии – это сопричастность жизни вечной, ожидание радости, мира и полноты Царствия, предвкушение его света.

Второе правило Антиохийского Собора гласит: «Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но по некоему уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения – и таким образом возмогут получить оное».

Правила 66-е Трулльского Собора и 11-е Сардикийского ясно показывают, что Церковь Христова всегда призывает своих чад к постоянному участию в спасительной Евхаристии – Новозаветной Пасхальной Трапезе.

Святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии. Ты слышишь диакона, который стоит и взывает: «Те, которые пребывают в покаянии, все просите Бога, дабы вас простил». Те, которые не причащаются, находятся все еще в чине кающихся. Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься , чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им?... Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Или они чисты? Тогда садись и ешь от нее». Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: «Друзья, как вы стоите здесь, в Церкви, не имея брачной одежды?» (см. Мф.22,2-14)…

«Если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы?» (Свт. И. Златоуст).

Святитель Тихон, епископ Воронежский, советовал священникам: « И когда видите, что кто-то не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к себе и приносит в пищу Свое Пречистое Тело и Кровь, кто-то не приходит на вечерю этого великого благодеяния».

Причащение есть Пасха, пир веры, всегдашний праздник христианина, Чаша бессмертия, дающая вечную жизнь.

По словам святителя Иоанна Златоустого, Пасха наступает каждый раз тогда, когда мы причащаемся. Следует напомнить, что именно в Евхаристии мы имеем полноту радости общения с Богом.

Литургия исключительно пасхальна; как она выявляет, проецирует, актуализирует для нас Голгофскую жертву, так же, по неразрывности со смертью Христовой, Евхаристия приобщает нас Воскресению Спасителя: мы причащаемся Тела и Крови Христа Воскресшего и Сидящего одесную Отца. Многие нечасто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И, очевидно, что тот, кто редко причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое.

Все мы народ Божий. Таким образом, на Литургии все христиане являются частичками Тела Христова между которыми крепнет любовь Христова.

Если человек не знает подлинного смысла Божественной Литургии, то в его восприятии происходит подмена истины на упрощенное, внешнее действо, отсюда проистекают невежество, клерикализм, фарисейство, магизм и кликушество.

В начале каждой Литургии приготавливается вещество для Причастия, когда совершается проскомидия. Мы призываем Бога, чтобы Он претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Бог слышит наши молитвы. Святой Дух сходит, совершается Таинство. Господь готовит для нас Свою Трапезу, призывает нас принять в ней участие: «Со страхом Божиим и верою приступите» - обращается к каждому верному священник, и мы не должны это отвергать, уходить голодными, насыщенными лишь своими оправданиями. «Разве таким образом, - говорит святой Иоанн Златоуст , - ты не оскорбляешь Того, Кто тебя позвал?»

Прихожанин Свято – Троицкого собора г. Майкопа

р.Б. Александр.