Новости Майкопской и Адыгейской епрхии

3 Декабря 2013

«Православные таинства — священнодействия явленные в православных церковных обрядах, через которые сообщается верующим невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.» (прот. Г. Флоровский)

В Православной Церкви принято семь таинств: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.

Изначально Церковь не имела такой строгой классификации таинств и не придерживалась определенного числа таинств. Так как все многочисленные дары Святого Духа имели общее название misterion. 

Этот термин встречается уже в Ветхом Завете. В книге Премудрости Соломона повествуется о людях ослепленных злобой, они «не познали таин Божиих...» Прем (2:22). В книге Пророка Даниила « тайны, о которых царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывющий тайны; и Он открыл Царю Навуходоносору, что будет в последние дни...»  Дан. (2:27-30) В Новом Завете термин misterion использует Иисус Христос говоря своим ученикам "Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах" (Мк. 4:11). В посланиях апостола  Павла термин misterion употребляется довольно - таки пространно, обобщенно, как о тайнах Божиих, явленные в Господе Иисусе Христе. Кол. (2:2-3) Еф. (3:8-9) Еф.(5:30-32).

Более пространный смысл позднее  вкладывается в слово misterion Святыми Отцами Церкви. Как писал прот. Иоанн Мейендорф: "В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения "таинств" как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле "тайны спасения", и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение.»

Таким образом, под понятие «таинство» отцы Церкви относили все, что относится и к Божественному Домостроительству, к нашему спасению. Например, как писал святой Иоанн Златоуст: «есть все, что сообщается человеку Святым Духом и постигается лишь верой. Таинства – это сама Церковь и ее важнейшие священнодействия – Крещение и Евхаристия, но кроме того таинства – это и церковные догматы, и молитвы, и вообще все, выражающее единое спасительное таинство или спасительную тайну Иисуса Христа.»

Связи Церкви и Таинств

Как нам уже известно Церковь созданна Господом нашим Иисусом Христом, для того чтобы все верующие в Бога соединились в одно общество и составили одно Тело, главой которого является сам Иисус Христос. В Церкви мы принимаем освящение и очищение через таинства.

В протестанском мире очень широко распространена символическая идея о таинствах, утверждающая что таинства даны лишь для того чтобы возбуждать в человеке чувства и чтобы в нем не угасала вера. Подобная точка зрения несостоятельна, хотя бы потому, что Священное Писание говорит о таинствах не как о символах, а как об орудии спасения: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» Ин. (3:5) «Тогда апостоли возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» Деян. (8:17). В послании Восточных Патриархов говорится о таинствах что они не символы, «а орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к ним».

Таким образом, мы видим, что Таинства Церкви являются не символическими действиями, которые совершаются в воспоминание давних евангельских событий, но являются явным проявлением действия Святаго Духа В Церкви. В водах крещения Он возрождает и очищает человека, в таинстве миропомазания подаются дары Святаго Духа, в таинстве евхаристии пресуществляется хлеб и вино в Плоть и Кровь Господню и дает всем верующим христианам возможность унаследовать жизнь вечную. Таинства Церкви  имеют двойственную природу, об этом говорил и Федор Мопсуестийский: «Каждое таинство есть указание, по средствам знаков и символов, на невидимую и неизреченную реальность».

Поэтому, прибегая к святым таинствам, православный христианин вспоминает не только прошлые события описанные в Священном Писании, но и становится причастником всеобщего восстановления, примирения человека с Богом. Итак, можно сделать вывод, что понятие Церковь и таинства не делимы, так как одно не может существовать без другого в гармонии.

Диакон Александр Ионитис