Новости Йошкар-Олинской епархии

Служение епископа Феофана в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Источник информации: Йошкар-Олинская епархия
29 Января 2020

26 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Волжского и Сернурского Феофана совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе г. Рязани.

По окончании богослужения владыка Марк обратился к верующим с наставлением:

– В одном из сегодняшних апостольских чтений мы слышали слова апостола Павла, дерзновенно восклицающего: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15-17). Апостол, обращаясь к одной из христианских общин, исповедует себя самым главным грешником. С тех пор эти слова вошли в состав молитвы, которую мы читаем за каждой литургией, готовясь к принятию Святых Христовых Таин.

Мы все, и, в первую очередь, священник, говорим о том, что Господь пришел спасти нас, грешных, из которых я есть самый первый грешник – «от них же первый есмь аз». Эти слова, на первый взгляд, могут показаться преувеличением. Неужели священник – это самый главный грешник? И неужели каждый христианин, когда читает эту молитву дома, готовясь дома к Причащению, действительно согласен с тем, что он грешнее многих других людей, собирающихся приступать к Святым Христовым Таинам? Неужели мы, христиане, более грешные, чем те люди, которые никогда не переступали порог Церкви?

Но ведь все нужно понимать в динамике! Господь видит не только наши молитвы и покаяние, Ему ведомы все движения души человека. Вспомним евангельскою историю – кто приходил ко Христу? Грешники. И не случайно Господь сказал, что больные имеют нужду во враче, а не здоровые. То есть грешники первые приходят к Спасителю, чтобы исцелиться. Но то же самое можно сказать и о нас. Господь призывает к Себе тех людей, которые понимают свою греховность, ощущают ненормальность своего состояния.

Если просто смотреть и сравнивать, то, конечно, можно утвердиться в мысли, что среди людей есть немало погибающих, которые, может быть, и грешнее нас с вами. Но ведь мы не знаем ни обстоятельств жизни этих людей, ни того, какое воспитание они получили или что они унаследовали от родителей. Нам неизвестно, в каком начальном положении находились и каков их итог.

 

Каждый человек призван судить сколь возможно строго себя. Мы должны смотреть на себя не столько с точки зрения сравнения с тем, кто находится за порогом храма, сколько с точки зрения сравнения с тем, кем мы могли бы стать, если бы не уклонялись от прямого, правого пути, ведущего к Богу. Святые, которые приближались к Богу гораздо ближе, чем мы с вами, особо ощущали свою греховность. И это естественно.

Ведь в чистой душе осознание греха становится гораздо сильнее, чем в душе, замусоренной греховным сором. А потому эти слова действительно нужно воспринимать правильно, как слова, которые отражают не состояние нашего ближнего или соседа, того человека, который, очевидно, грешнее нас. Нет! Мы должны в полном разуме и сознании произносить эти слова, как наше с вами исповедание, как произносил их апостол Павел, понимая и считая себя самым главным грешником. Ведь Господь призвал его из числа гонителей веры!

Если мы будем так думать и считать, то мы не впадем в самый главный грех – гордость, которая угрожает всякому человеку.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, осознавать свою греховность, видеть свои грехи и считать себя такими же грешными, ничтожными людьми, как апостол Павел, который исповедовал себя первым грешником из всех живущих на земле.