Новости Мурманской и Мончегорской епархии

Адрес новости: http://www.mmeparh.ru/node/893
4 Июня 2015

26 мая 2015 года состоялось заседание комиссии Общественной палаты Мурманской области по вопросам гуманитарной сферы, развития гражданского общества, межнациональных отношений в формате круглого стола по теме «О преподавании в средней школе основ религиозных культур и светской этики». В работе комиссии приняли участие представители различных религиозных конфессий, специалисты органов управления образованием регионального, муниципального уровней, методических служб, работники образовательных организаций.

Заместитель секретаря Общественной палаты, председатель комиссии, ведущий круглого стола Бакшевников Николай Александрович обозначил заявленную тему важной для России и Мурманской области и предложил обсудить проблемы и перспективы преподавания в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ и реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций (в объеме 34 учебных часов - 1 учебный час в неделю в течение всего учебного года) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

Он включает шесть модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» , «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»), из которых ученики по выбору родителей (законных представителей) изучают одно направление.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

Первым докладчиком выступил член Общественной палаты Мурманской области, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери пгт. Мурмаши Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной Церкви игумен Александр (Болдовский), который обратил внимание на особую значимость изучения Основ Религиозных культур в школах и привел некоторые примеры.

- Как преподаватель теологии в университете, я сталкиваюсь с вопиющим незнанием основ религиозных верований. Например, всем известно стихотворение А.С. Пушкина «Ревекке»:

Христос воскрес, моя Ревекка!
Сегодня следуя душой
Закону Бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка, приступить —
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

Но половина студентов не понимает смысла этих ироничных строк. А для понимания Пушкина достаточно было бы простых, отнюдь не богословских знаний религиозной культуры.

Или еще одна история: одесские туристы шли по стамбульским переулочкам, пробираясь к рынку. И вдруг увидели участок тротуара, весь заставленный обувью. Обувь хоть и поношенная, но в целом еще годная, — решили они. На Привозе, если поставить соответствующую цену — и такая обувь пойдет. Тем более, что здесь - то ее можно взять вообще задаром. Это, наверное, какой-то праздник у турок, решили они. Такой праздник, в который те расстаются со старой обувью и дарят ее всем нуждающимся. Хороший праздник. Гуманный. И нам прибыльный… Набили они этим секонд-футом свои сумки и ушли… Вот только чрез квартал они были задержаны полицией. Оказывается, обувь была оставлена перед порогом мечети. В мечеть же по исламским канонам надо входить босиком (подражая Моисею, снявшему обувь у Купины Неопалимой). Незнание религиозной культуры привело этих одесситов к неприятностям анекдотического толка. Но история показывает, что все может быть куда серьезнее — когда иноверец по равнодушию и незнанию, по снобизму или просто спьяну нарушает местные представления о правилах религиозного приличия или, когда политик, или администратор, купец или офицер не учитывает особенностей национально-религиозного менталитета…

Знание мусульманскими детьми православной культуры, равно как и православными детьми культуры исламской, было бы шагом к сохранению добрых отношений между народами России. Отчего возникает страх перед религиозным культурологическим образованием? Страх всегда от незнания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, не зная Православной культуры и Библии, молодые люди идут к сектантам, некоторые мусульмане (и не только) уезжают на Ближний Восток и воюют за ИГИЛ, ни разу не прочитав Корана. Работники МВД и Прокуратуры, сталкиваясь с религиозным экстремизмом, обращаются за помощью к православным священникам.

Игумен Александр предложил активнее задействовать выпускников Теологического факультета МГТУ как квалифицированных преподавателей модуля Православной культуры.

Председатель местной религиозной организации мусульман г. Мурманска Биккеняев Раил Фаритович посетовал на нехватку квалифицированных педагогов мусульманской культуры.

Член совета Общественной палаты, заместитель председателя комиссии, директор Мурманской областной общественной организации Еврейский благотворительный Центр Раскина Диана Ароновна выступила против расширения преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» по годам обучения в школе.

Вместе с тем, результаты исследования, проведенного по поручению Минобрнауки в начале 2015 года, показали, что более половины опрошенных родителей российских школьников поддерживают расширение преподавания курса ОРКСЭ на 2-й — 10-й классы. Директор прогимназии №61 Ряхуба Елена Александровна подтвердила родительский спрос на изучение модуля ОПК: «На май месяц подано 100 заявлений о поступленнии детей в 1 класс с православным направлением». Представитель сообщества православных педагогов Хибиногорского благочиния, учитель гимназии №1 г. Апатиты Воробьева М.А. передала просьбу родителей учащихся школ и гимназии, детских дошкольных учреждений гг Апатиты и Кировск о расширении модуля ОПК по маршруту «детский сад – школа – вуз».

О необходимости расширения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» говорил с трибуны Государственной Думы и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках III Рождественских Парламентских встреч: «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?»

Начальник отдела общего, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Мурманской области Ахметшина Светлана Ивановна, главный специалист отдела Минобрнауки Решетова Ольга Зевсовна, доцент кафедры ГАУ ДПО Мурманской области "Институт развития образования" Нефедова Ольга Владимировна, начальник отдела образования Кольского района Непеина Ирина Вениаминовна отчитались о проделанной работе и отметили хорошую динамику выбора модуля ОПК в регионе. Представители Минобрнауки поблагодарили митрополита Мурманского Симона за тесное и активное сотрудничество на ниве духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Мурманской и Мончегорской епархией была проведена огромная и плодотворная работа по внедрению курса ОРКСЭ: закупка учебников для школ, методических и наглядных пособий, обучение учителей на подготовительных курсах, проведение Трифоновских чтений, областных семинаров и родительских конференций, выступление священников на общешкольных родительских собраниях во всех школах региона. Митрополит Симон провел личные встречи с директорами и завучами всех школ в рамках круглых столов, семинаров и консультаций.

Представители еврейской организации высказали претензии о давление православной веры и озвучили желание убрать курс ОРКСЭ из школ. Работники образования ответили, что обязаны удовлетворять потребительский спрос, который исходит от родителей учащихся. Жаркую полемику подытожил настоятель Свято – Никольского кафедрального собора Мурманской и Мончегорской епархии протоиерей Геннадий Буздуган:

- Какую я вижу проблему в сегодняшней дискуссии – это непонимание грани между культурой и воцерковлением. Когда я жил в Сеуле, то с удовольствием изучал буддийскую культуру и не обижался, что все изучают не православие, а буддизм. Ибо понимал, что буддизм - родная религия, родная культура корейского народа, среди которого мне приходится жить. И я проявил уважение к людям. Мне действительно было интересно понять, чем живут люди и каковы их духовные истоки. Курс ОПК не ставит своей целью воцерковление. Верить нельзя заставить. Тут ключевое слово – образование. Для русского народа духовные истоки упираются в православие. Так исторически сложилось, что Русское государство, русский народ образовались под влиянием православной веры. Русская культура создана православным христианством. Возьмем, к примеру, русский алфавит. Корни его - в Церкви. Учась по книгам, читая книги, мы пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян — Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки. Без знаний основ православной культуры нельзя понять Пушкина и Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тютчева и многих других русских классиков, которые были воспитаны в православной традиции и евангельские ценности ощутимо присутствуют в их произведениях. Православная духовность питала и русскую музыку. Возьмите, к примеру, выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы — М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений. Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Протоиерей Геннадий Буздуган призвал всех разграничить понятия воцерковления и культуры и понять, что главная задача курса ОПК – образовательная.

В работе круглого стола также приняли участие доцент кафедры философии, истории и социологии ФГБОУ ВПО "Мурманский государственный технический университет» Кузнецов Александр Николаевич и начальник научно-инновационного отдела Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота Рыбкин Владимир Романович.

В завершении работы все пришли к решению дальнейшего обсуждения данного вопроса на местах и выработке совместных определенных позиций. Письменные предложения можно присылать в комиссию Общественной палаты Мурманской области по вопросам гуманитарной сферы, развития гражданского общества, межнациональных отношений.

Марина Воробьева