Новости Мурманской и Мончегорской епархии

Адрес новости: http://www.mmeparh.ru/node/985
23 Февраля 2016

26 января 2016 года в рамках IV Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошла секция «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты». Сопредседателями выступили председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина и заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин).

Открывая работу секции, Зинаида Драгункина отметила, что нельзя забывать уникальный опыт и лучшие традиции отечественной образовательной школы. «Образование в России неразрывно связано с нашей культурой, религией, принципами коллективизма и соборности. Оно может развиваться только при сочетании трех компонентов: просвещения души, обучения ума и воспитания сердца», — сказала З. Драгункина. Парламентарий подчеркнула, что для достижения национального единства и нравственного возрождения необходимо продолжать укреплять диалог и взаимодействие государства, общества и Церкви: «И ежегодные Рождественские чтения — тому подтверждение».

«Наши дети должны быть не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой. Такая задача должна объединить все политические силы, уровни власти, общественные институты, граждан страны», — сказала Зинаида Драгункина.

Она напомнила, что по инициативе и при активном участии Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во главе с Валентиной Матвиенко разработана Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Правительством 29 мая 2015 года. «Самое главное — наконец, начать работать по реализации этой Стратегии», — подчеркнула Зинаида Драгункина.

В своем докладе митрополит Меркурий отмечает, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных стратегических задач в сфере обеспечения национальной безопасности Отечества. «Закрепляя участие традиционных религиозных организаций в образовании, современное российское законодательство де-факто признает важность формирования общественного согласия на основе базисных духовно-нравственных ценностей», — процитировал иерарха отец Митрофан, добавив, что здесь «крайне необходимо создать адекватные образовательные условия для приобщения детей к традиционной духовной культуре нашего народа».

Подчеркивая необходимость расширения преподавания в учебных заведениях Основ религиозной культуры, председатель Синодального отдела религиозного образования отметил: «Всем нам, не только Церкви, нужна полноценная система духовно-нравственного образования в школе, гарантия возможности изучения православной культуры в любой школе по всем годам обучения, в необходимом объеме и с нужным качеством образования».

Касаясь вопроса важности развития конфессионального образования, митрополит Меркурий отметил, что православные школы — это по-настоящему центры духовно-нравственного воспитания и не только для детей из церковных семей, но трудности, с которыми приходится сталкиваться таким образовательным организациям, зачастую отнюдь не содержательного и организационного порядка. «К сожалению, материальные затруднения останавливают, нивелируют очень важные и интересные инициативы талантливых педагогов и наставников», — сказал архиерей, добавив, что «эти драгоценные проявления человеческого духа, его победы над серостью и меркантилизмом нуждаются в существенной поддержке и внимании со стороны государства и общества не меньше, чем многодетные семьи или социально незащищенные слои населения».

По словам митрополита Меркурия, нравственная, патриотическая, добрая, способная к состраданию и солидарности молодежь — «это, пожалуй, лучшее, чего может желать любое общество».

«Возможность полноценного приобщения учащихся в детских садах, школах, вузах к традиционным религиозным культурам, духовно-нравственным ценностям, безусловно, является прямым следствием согласованности наших позиций, взаимных усилий, направленных на созидание российского образования на принципах его исторической и культурной преемственности, с учетом нашего богатейшего культурного и духовного наследия», — заключил иерарх.

Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк заявила, что вопросы воспитания подрастающего поколения являются задачей всех слоев и различных институтов гражданского общества. Об этом говорится, в частности, в Стратегии развития воспитания детей в РФ. «И, безусловно, роль Российской Православной Церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания сложно переоценить», — подчеркнула Н. Третьяк.

Русскую Православную Церковь представили митрополиты Казанский и Татарстанский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Смоленский и Рославльский Исидор, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации, представители епархий.

От Мурманской епархии по приглашению Синодального отдела было представлено сообщение об опыте Мурманской области по введению модуля Основы православной культуры.

«Православное образование»\
Фотографии Н. П. Грациановой