Новости Мурманской и Мончегорской епархии

Адрес новости: http://www.mmeparh.ru/node/1302
7 Февраля 2018

Протоиерей Андрей Амелин выступил в ВАГШ в рамках Международных Рождественских общеобразовательных чтений в секции «Армия и Церковь»

В Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 25 января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских общеобразовательных чтений состоялось заседание секции «Армия и Церковь». Мурманскую епархию представлял прот. Андрей Амелин. Отец Андрей выступил с докладом Воинское служение. Нравственные основы служебной и семейной жизни.

В заседании секции приняли участие представители Русской православной церкви, управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, органов по работе с личным составом видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, высших военных учебных заведений, расположенных на территории Московского гарнизона, православной общественности.

Перед началом работы в домовом храме Архистратига Михаила была проведена Литургия.

Открыл заседание секции заместитель начальника академии генерал-лейтенант Сергей Чварков. В ходе выступления он подчеркнул особенности религиозного фактора в возникновении и развитии военных конфликтов в современных условиях.

Председатель Синодального отдела Московского патриархата Русской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоирей Сергий Привалов довел задачи военного духовенства по сплочению воинских коллективов. В завершении работы он поблагодарил военное духовенство за проделанную работу по духовному окормлению военнослужащих, выразил пожелание на дальнейшую плодотворную деятельность во благо защиты своей Родины.

По материалам сайта Министерства обороны
Российской Федерации (Минобороны России)


Воинское служение. Нравственные основы служебной и семейной жизни.

Доклад протоиерея Андрея Амелина в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 25 января 2018 года в рамках Международных Рождественских общеобразовательных чтений в секции «Армия и Церковь»

Мне бы хотелось поговорить о служебной и семейной жизни в плане общей темы конференции, а именно, в контексте патриотического воспитания. Нам всем хорошо известно, что в нашей стране ещё не выработана общая национальная идея, но нащупывается та почва, на которой она должна взрасти и дать всходы. Этой почвой, по слову нашего президента, является именно патриотизм. Патриотическое воспитание в воинской среде, семьях должно стать приоритетным по замыслу государственной политики.

Поэтому о патриотизме сейчас лишь ленивый не говорит. Идея патриотизма зачастую эксплуатируется в различных предвыборных кампаниях, когда раздаются листовки, в которых говорится о безмерной любви к России того или иного кандидата. Все любят Отечество, со всех сторон мы слышим это – и по радио, и по телевидению. А как же христианину относится к патриотизму? Ведь патриотизм без духовной, нравственной основы может перерасти во что угодно, даже в банальный фашизм.

К примеру – в среде спецназа сейчас популярно язычество. Недавно я встречался с представителями этой воинской элиты. Не буду называть это силовое ведомство. Тема была Рождественской, и уже в конце беседы, когда нужно было расходиться, один майор громким голосом заявил: «А зачем мы приняли еврейскую веру, ведь у нас была своя родная с Перуном. Мы неплохо воевали, а затем повелись за греческими священниками, приняв религию всепрощения, религию слабаков?» Я обратился к их командиру, спросив: «Дайте мне, пожалуйста, ещё полчаса – это явная провокация, и мне необходимо время, чтобы объяснить офицерам суть так называемой «еврейской веры»». Дело в том, что неоязычники считают себя подлинными патриотами, но их патриотизм зиждется не столько на любви к Родине, сколько на ненависти к другим нациям, особенно евреям. Все неоязычники антисемиты. «Нет во Христе ни эллина, ни иудея,» – говорил апостол Павел. Как Сын Божий Христос простирает руки ко всему человечеству вне зависимости от рас и народностей. А современные неоязыческие книги, я уверен, пишутся в стенах ЦРУ и Пентагона. Майору навскидку были заданы вопросы: «Александр Невский был «слабаком»? А Дмитрий Донской? А Александр Васильевич Суворов, адмирал Фёдор Ушаков?» Наша великая Православная империя создавалась святой Церковью. Православие в нашем Отечестве является государство образующей религией.

Вообще, что такое патриотизм в светском понимании этого слова? Ведь изначально это нерелигиозное понятие. Патриотизм – это любовь к Отечеству, конечно. Но что именно любить? Маму с папой? Место, где я родился? Город, где я живу, где живут мои родственники и жили мои предки? Родной язык? Отечественную культуру? Леса, реки и поля? Государство? Какую Россию нам любить – Россию преп. Сергия Радонежского и патриарха Тихона, Россию Пушкина, Менделеева и Шостаковича? Или Россию Малюты Скуратова, Ленина, Ивана Грозного? Как тут быть? Как, наконец, к этому относится Церковь? Что с её точки зрения есть патриотизм?

Такие и подобные вопросы часто ставят молодые люди, готовящиеся вступить во взрослую жизнь. Ребята, которым предстоит служба в Вооружённых силах, меня зачастую спрашивают: «А почему мы должны служить в армии? Почему мы должны защищать Отечество? И вообще, что такое Отечество?» Среди них – и люди, выросшие в советскую эпоху. Ещё в бытность своей службы на Флоте в 90-е годы вспоминаются споры со своим непосредственным командиром на подобные темы. Он говорил мне, что Родина – это место, где человеку хорошо и комфортно, и что он был бы готов послужить и Соединённым Штатам Америки, но только никто не предлагает. Павда тогда государство по шесть месяцев не выплачивало военным зарплаты, обрекая их семьи на нищенское существование, и потому можно понять моральное состояние тех офицеров.

Отечество включает в себя, помимо всего прочего, и понятие государства. Государство видит, что народ спивается, а молодёжь в большинстве своём балуется наркотиками, но при этом не проводит адекватных мер по оздоровлению общества. Оно обозначает демографический кризис, что, в общем, указывает на постепенное разрушение нашей Российской цивилизации, и при этом совсем немного делается для развития и укрепления семьи. А многодетность в нашем обществе уже давно воспринимается как какое-то аномальное явление. В России из четырёх зачатых детей трое абортируются, а один выживает. Для сравнения: в Штатах из четырёх выживают трое. Когда к власти в США пришёл Джордж Буш, то как христианин-баптист он обратился к своему народу: «Если хотите убивать своих детей, то, пожалуйста, за свой счёт». Нынешний президент Дональд Трамп как практикующий христианин Пресвитерианской церкви Америки сделал то же самое. Святейший патриарх Кирилл тоже обращался к членам Федерального собрания с предложением прекратить убивать своих не рождённых детей за счёт налогоплательщиков. Последние аплодировали ему стоя, но уже через полгода предложение патриарха ушло в тень. Потому что наш народ стал отстаивать своё право на грех убийства детей в материнской утробе, причём, за счёт налогоплательщиков.

Поэтому мы, как и европейцы, вымирающая цивилизация. Наше государство борется с ИГИЛ как с террористической угрозой, и это благо для всего человечества, но наши женщины ежегодно оставляют примерно 1000000 младенцев в абортариях. И если мы говорим сегодня о семье – а семья предполагает рождение детей – то стратегически мыслящее государство должно предоставить детям прежде всего право на жизнь. Это будет действительно патриотично! Потому что ребёнок – и в утробе матери ребёнок, а не только лишь когда появляется на свет Божий. Если в семьях не будут рождаться дети, не будет выполняться первая заповедь Бога «плодитесь и размножайтесь, заполняйте землю…», то наша Российская цивилизация исчезнет с лица Земли. И всё наше оружие, чьим успехом мы гордимся, все собранные некогда обширные территории, богатые полезными ископаемыми, достанутся тем народам, которые любят детей.

Впервые о пророчествах преподобного Серафима Вырицкого я услышал в начале 90-х годов, когда носил погоны. Ещё в 40-х годах прошлого столетия он предсказывал о заселении Сибири и Дальнего Востока китайцами. Тогда советские люди смотрели на старца как на сумасшедшего. Два дня спустя я летел из Мурманска в Москву, и большая часть самолёта была заполнена китайцами. Но не потому, что они живут в Мурманске – они всего лишь прилетают в Заполярье, полюбоваться Северным Сиянием, а заодно, конечно же, присматриваются, где будут жить их потомки. А что касается Сибири, то китайцы ещё совсем недавно пересекали границу «маленькими» группками по 20-30 тысяч человек и расселялись на её необъятной территории. А что теперь, когда мы с ними стали союзниками?.. Обратите внимание, на каком языке сейчас объявляют рейсы в наших аэропортах. То ли ещё будет…

Но мы – христиане; не фашисты или националисты. Если славяно-христианская цивилизация выдохлась и не способна на расширение, то наша задача передать свою веру, культуру другим народам, которые придут в Россию. Серафим Вырицкий говорил о том, что многие китайцы на нашей земле будут креститься. Это очень работящий и семейный народ, и скорее всего за ним будущее. Поэтому в семинариях нужно не английский, а, прежде всего, китайский язык изучать. В плане религии китайцы являются невспаханным полем – по ним, как и по нам, проехал каток безбожия. Они восприимчивы к проповеди христианства.

Сейчас много разговоров о величии России. Но в чём, собственно, величие России? В победе во 2-й мировой войне? Да, наш народ одолел фашизм. В нашей истории много славных побед. Но мы должны отдавать себе отчёт в том, что страна, победившая в последней Мировой, распалась, и исчезла. Народы, ее населявшие и составлявшие, разбрелись по отдельным квартирам, и в раздробленном виде превратились из субъекта мировой политики в множество разрозненных объектов политики. Иногда они мирно и устало живут бок о бок, но часто поглядывают друг на друга волком. Из всей совместно прожитой истории в память множеству людей врезалось, кажется, только плохое. А все хорошее забыто, брошено, не понято, и не инвентаризировано в качестве исторического багажа. И что дальше?

Я уверен, что патриотизм не ограничивается только гордостью за совершившиеся победы. Патриотизм не должен быть привязан только к неким датам словно пришвартованное к причалу судно. Патриотизм должен быть зрячим и постоянным.

«Передайте Государю императору, что англичанин кирпичом ружья не чистит!» — кричал в предсмертном бреду на казенной койке Левша. И это – верный образ патриота, знающего, что сегодняшняя расхлябанность завтра может быть оплачена большой кровью.

О чем бы кричал Левша сегодня?

«Смотрите, а американцы молятся за своего президента!» - вот, что кричал бы Левша.

Мне доводилось бывать в США. В Фэрбэнксе, небольшом, но имеющим свой Университет городке, мне посчастливилось познакомиться с православным священником отцом Лоренсом. Отец Лоренс полковник запаса и патриот своей страны. Когда-то был баптистом, но всей душой воспринял Православие. Став священником, возглавил приход св. Германа Аляскинского. У него на богослужении все прихожане поют. Но больше всего меня поразило то обстоятельство, что на божественной литургии отдельным прошением идёт молитва за президента – тогда всем приходом молились за Буша. И эта практика во всех православных приходах Америки. А молимся ли мы так за нашего президента? Нет, не молимся. Только в частной молитве. А когда-то молились за императора и всех членов его семьи. Да, сейчас у нас не православная империя, но Господь нам послал прекрасного президента, любящего Россию. Мне кажется, нужно возродить хорошо забытую традицию.

Ну а так, обстановка в России следующая:
люди гибнут массово на дорогах, и от человеческого фактора чаще, чем от технических неисправностей. Детей продолжают убивать в абортариях с согласия матерей и отцов. Наркотики и алкоголь действуют страшнее иприта в годы Первой Мировой. Ко всему этому можно добавить СМИ, чьи действия в современном мире тождественны действию оружия массового поражения. Вот они – войны, которые никто не объявлял, но которые ведутся. И в которых мы проигрываем.

Что может быть горше подобных поражений? Что может быть трагичнее Гулливера, стреноженного лилипутами?

Можно не бояться открытых боевых столкновений, вести их умело, и выходить из них победителем. Но можно затем терпеть сокрушительные поражения – и реально, а не в переносном смысле, погибать на полях иных сражений. О том, чтобы череда подобных поражений прекратилась должен задумываться каждый патриот и внук победителя в Великой Отечественной.

Сказанное относится к тем, кому восторженная любовь к славному прошлому мешает оценивать угрозы и проблемы текущего дня. Но есть и другие, те, кто не замечает в отечественной истории ни славы, ни успехов, ни подвигов, кто тоскующим взглядом смотрит «за бугор» и обо всем родном высказывается лишь презрительно. Для этих людей в качестве противоядия нужен здоровый патриотизм и положительные примеры.

Посмотрим, как созидалась Российская держава. Святой князь Владимир, святой князь Александр Невский, святой князь Даниил Московский; святые митрополиты Пётр и Алексий, патриарх Гермоген, преподобный Сергий Радонежский - вот кто основа нашего отечества. Они святые не потому, что созидали и защищали державу (как видит это мифологическое сознание); а наоборот, Россия созидалась и покрывалась Богом потому, что они – святые. Вся жизнь этих, и многих других, не упомянутых мною, праведных людей, при всех их многоразличных государственных и церковных заботах, была посвящена одному: исполнению заповедей Божиих. И сбылось над ними слово Евангелия: они, прежде всего, искали Царствия Божия и правды Его (ср. Мф.6, 33), и приложилось им великое государство, да такое, идеалом которого долгое время было не земное благосостояние, но Христова святость. Потому и называли Россию – святой Русью. Вот в чём единственное истинное величие нашего Отечества: пусть даже в гипотетическом, плохо воплощавшемся, но тем ни менее твердом стремлении к идеалам святости.

Преподобный Сергий не кричал подобно многим современным политикам, что Родину надо спасать. Он ушёл в лес спасать свою душу, очищать её от греховной скверны. А когда в этом деле преуспел, к нему, как к святому потянулся народ. И так постепенно выросла Троице-Сергиева Лавра, ставшая форпостом нашего государства. И уже потом он благословляет государственного мужа благоверного князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». Благодаря преподобному Сергию, его молитве спаслась и вся Русь. Об этом нужно говорить детям, воспитывать их на добрых примерах. Когда в день народного единства обращаешься к школьникам или студентам с вопросом о преодолении смуты на Руси в начале 17-го века, то некоторые из них в лучшем случае вспоминают имя князя Дмитрия Пожарского. Но практически вне сознания молодого человека образ святого патриарха Гермогена, который своими воззваниями объединил народ в борьбе против Польско-литовского ига. Церковь пытается обо всём этом говорить через дисциплину Основы Православной Культуры, которая с трудом вводится в систему нашего школьного образования.

Как же теперь нам, оставаясь православными, и в этом полагая главный смысл нашей жизни, послужить и нашему отечеству, беря пример с сонма праведников, в земле Российской просиявших? Как воспитать наших детей нравственными и духовно сильными личностями? Может быть, возможно возвращение идеала Святой Руси в нашу жизнь? - Здесь нужно осознавать, что этот идеал - вовсе не тогда, когда все стройно ходят крестными ходами, круглосуточно читая акафисты, но именно в понуждении себя к исполнению заповедей Христовых, в понуждении себя к жизни по совести. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 24-27). Это основа всякого действия человека.

Но именно здесь есть сложности. Христианство велит всё начинать с себя, созидать святость в себе; а вот с этим как раз у нас проблема. У нас "святость Руси" проявляется в ностальгировании по давно ушедшим временам, воспевании монархии и войн без трезвой и разносторонней их оценки (мифологическое сознание). Ну и в традиционном поиске врагов. Почему так? Потому что искать врагов и бороться с ветряными мельницами гораздо легче, чем быть нравственным порядочным человеком, по-христиански созидающим свою жизнь. Подлинный патриотизм, подлинная любовь к родине должна проявляться в делах, а не в словах. И дела эти не обязательно глобальные - "…всех порвать на части, Господа хваля", как призывает певица Жанна Бичевская.

Подлинный патриотизм начинается в семье, и воспитывается семьёй. Сначала внутриутробное развитие: ребёнок слушает, находясь у мамы вверх ногами – что мама слушает, как она говорит, что она поёт, какая музыка в доме, и он в эту атмосферу рождается. И если это атмосфера любви, то ребёнок делает сначала что? - Он любит материнскую грудь, потом саму маму, её голос, тепло, потом он понимает, что есть и отец, которого он слышит. Потом эта любовь расширяется до семьи, потом до дома, если люди, которых он видит, приветливы, доброжелательны, любят его. Потом это расширяется до посёлка, до города. Потом до района, потом до губернии. Потом до всей страны. Потом на весь мир распространяется, сердце его расширяется. (Как у святых, Силуан Афонский молился за весь мир). А без этого, что идёт от материнской груди, а лучше сказать от утробы матери, всё будут одни мероприятия. Мероприятия, деньги распилили, палатки поставили, что-то сказали, как это у нас называется, добрые слова, ну и в большинстве случаев как об стену горох.

А вот как сохранить семью, как достичь счастья в семейной жизни – вот этому учит Церковь на протяжении уже почти двух тысяч лет. Поэтому задача святой матери Церкви не воспитать воина патриота (если это не привито в семье, то это очень трудно), а помочь нашему воинству обрести Бога. Как говорил наш великий полководец А. В. Суворов «неверующее войско учить, всё равно, что ржавое железо точить». Потому-что верующий человек всегда будет и настоящим воином, и подлинным патриотом.

Но главное – в России должны быть крепкие семьи, не боящиеся рождать детей. Чтобы было, кого учить и кому нести на параде в бессмертном полку фотографии воинов-героев.

И если Государство и Церковь в общей упряжке будут всячески этому способствовать, то мы как цивилизация не сгинем с лица земли!