Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1152
21 Мая 2015


Современный человек — хронически уставший человек. Синдром хронической усталости, стрессы, депрессии — подобные диагнозы можно раздавать направо и налево без ошибки. Если не всем они подходят внешне, то уж внутренне — всем без остатка. Современный человек смертельно устал от потоков пустой или вредной информации, прокачиваемой через его мозги. Мы живем в условиях диктатуры информационного шума, но в православном святоотеческом предании есть средства спасения и головы (ума), и сердца (души) в том числе и от этого. Лекарство — спасительное безмолвие.

Что мы, простые мирские люди, знаем о безмолвии? Что это, видимо, добродетель, что ею занимаются отшельники, святые подвижники. Что для нас это нечто настолько далекое, как чудеса первых веков христианства.

Но бороться с грехами и страстями, очищать свою душу и сердце и стремиться к созерцанию Божества, как бы громко ни было это сказано, должны и призваны все христиане, на всяком месте владычества Господня.

Преподобный Петр Дамаскин пишет в Добротолюбии: «Все мы, люди, должны держаться такого неделания, кто отчасти, а кто и всецело; и без него никто не может достичь духовного ведения и смирения».

То есть это дело не одних только монахов, но относится ко всем людям.

«Тем, кто занимается изучением святоотеческих трудов или пытается познать это безмолвие на собственном опыте, известно, что оно бывает телесным и душевным. Телесное безмолвие является внешним, душевное же — внутренним. Телесное безмолвие обычно заключается в выборе уединенного места и в стремлении человека, насколько возможно, оградить чувства и, следовательно, душу от внешних образов и явлений.

Духовное же безмолвие состоит в приобретении умом способности и силы не принимать никакой искушающей прелести. В этом состоянии ум человека, подчиненный трезвению и умилению, бывает обращен на сердце. Ум (энергия) собирается в сердечном месте (своей сущности), соединяется с ним и таким образом приобретает большее или меньшее ведение Бога», — пишет известный современный богослов митрополит Иерофей (Влахос).

Удалиться в уединенное место для совершения подвига сейчас не под силу не только мирянам, но иногда и монахам, да и странно мирянам удаляться: семья, работа, обязанности. Но ведь никто не начинает дела с великого. Начни с малого: не ищи сам поводов к многословию, избегай пустых разговоров, пересудов. Не стремись узнать свежие слухи, сплетни. На первых порах никуда не надо уходить, просто не ищи празднословия сам. Это и будет началом внешнего безмолвия.

Сложнее — с внутренним. Даже в полной тишине в нашей голове кипит хаос мыслей и шумит ярмарка помыслов и образов. Остановить или хотя бы ограничить это бурление — задача не только духовного роста, но и просто сохранения психического здоровья. А самое главное, остановка этого хоровода позволяет очистить ум и сердце, а в меру очищения принять и увидеть Бога.

Современный человек воспитан и устроен так, что его голова похожа на продуваемый всеми ветрами чердак. А мы должны стоять на страже своего внутреннего мира, не пропускать, не принимать дурные помыслы.

Начало борьбы и здесь — с малого. Мы ведь не просто не закрываем двери души для «искушающей прелести» — мы демонтировали двери вообще и направили сами на себя потоки этой «прелести». Выдалась хоть единая минута — и мы спешим заполнить тишину телевизором, музыкой, новостями, а по сути — внешними раздражителями. Словно от чего-то бежим. А ведь и вправду бежим. От беседы с самим собой и с Богом.

Конечно, мы большей частью не принадлежим сами себе, но есть возможность у каждого уделить какое-либо малое время на уединение и безмолвие. Если мы будем честны в этом, то даже за такую малость Господь ниспошлет нам богатые дары. Этот навык полезен тем, что влечет умиление и кротость, научает приобретать и хранить мир в душе. Но самое главное — он открывает прямой путь к умной молитве.

Преподобный Симеон Новый Богослов, описывая священный дух умного безмолвия, пишет: «Безмолвие есть лишенное беспокойства состояние ума, тишина свободной и радостной души, несмущаемое и необуреваемое основание сердца, созерцание света, познание таин Божиих, слово премудрости, бездна помышлений Божиих, восхищение ума, чистая беседа с Богом, неусыпающее око, умная молитва, соединение и связь с Богом и, наконец, обожение и нетрудный покой в великих трудах подвижнических».

Это состояние, этот священный и чистый экстаз, по словам современных психологов, очень терапевтичен. Побочное его действие — избавление от всех депрессий, стрессов, психосоматических заболеваний — бича нашего времени.

Митрополит Иерофей (Влахос) проводит важную мысль. На примере проповеди святителя Григория Паламы он показывает, одним лишь монахам нужно работать над собой или всем христианам.

«В своих трудах святые отцы называют безмолвное состояние души еще и субботствованием. Человеческий ум, достигший очищения на пути священного безмолвия, субботствует, покоится в Боге. Святитель Григорий Палама, говоря о божественном упокоении, упокоении Бога, Который почил от всех дел Своих (Быт 2: 2), и упокоении Христа, когда душа Его вместе с божеством сошла во ад, а тело, также с божеством, пребывало во гробе, пишет, что и нам следует стремиться к такому божественному упокоению, то есть собирать свой ум напряжением внимания и непрестанной молитвой».

Это божественное упокоение, божественное субботствование и есть умное безмолвие.

«Если же ты отвлечешь свой ум от всякого помышления, хотя бы и благого, и всецело обратишь его на себя многотрудным вниманием и непрестанной молитвой, то и сам поистине войдешь в божественное упокоение и достигнешь благословения седьмого дня, видя сам себя и через себя возносясь к боговидению». Характерно, что святитель говорит это, обращаясь не к монахам, а к пастве города, где был епископом, — фессалоникийцам. Это значит, что все люди могут, хотя и в разной степени, приобрести опыт божественного упокоения.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.