Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=888
22 Октября 2013

Что мы обычно подразумеваем под милостыней? Чаще всего — незначительное денежное подаяние просящему. Копеечка — нищему. Но понятие милостыни гораздо шире и глубже этого стереотипа. Насколько правильно мы его воспринимаем, чтобы, творя милостыню, получать пользу, а не духовный вред?

Милостыня — это деяние материального или духовного милосердия, которое в свою очередь есть деятельное проявление, результат христианской любви к ближнему. Причем не просто результат, а исполнение заповеди Божией о любви к ближнему. Дела милосердия делятся на два вида. Милостыня может быть материальной (вещественной) и духовной. Духовная милостыня — доброе слово, душеспасительное научение, молитва за ближнего, духовный совет, поддержка в трудную минуту или в замешательстве, как поступить, утешение болящему или скорбящему. Насколько душа важнее тела, настолько духовная милостыня важнее материальной. Материальная — это подаяние, дарение материальных благ: денег, одежды, пищи, помощь каким-либо делом. Важно понимать, что она предназначена для обеспечения необходимых телесных потребностей человека, а не для удовлетворения его греховных страстей и прихотей, как пишет апостол Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6: 8). Чтобы не сделаться соучастниками чужого греха, не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на грех — например, на пьянство или наркотики.

Бизнес

Отдельный вопрос — побирающиеся дети или цыганские «мадонны с младенцами». Чье сердце не сожмется от их вида? Один украинский журналист месяц наблюдал за такой мамашей в подземном переходе. Младенец все время беззвучно спал — хоть утром, хоть вечером. Знакомый цыган, пожав плечами, сказал: «Либо под водкой, либо под героином…» Умиляясь видом такого «спящего» или просящего милостыню ребенка и давая ему деньги, мы провоцируем использование похищенных мошенниками детей в этом качестве. Ясно, что долго те дети не живут, и крадется новый младенец. Поинтересуйтесь страшной статистикой, сколько в стране пропадает детей. Если бы наши «добренькие» сограждане разом перестали подавать милостыню цыганкам с крадеными младенцами, может, и иссяк бы сам по себе этот чудовищный «бизнес»?

Другой журналист, московский, пытался оказать помощь таким нищенкам, предлагая доставить их в приют, в волонтерскую службу, где бы их и обогрели, и накормили, и помогли вернуться к нормальной жизни — словом, к их услугам были бы все блага. Единственное условие он ставил: что на руки наличных денег не даст. Все «нищенки» с руганью отказывались.

Помощь себе

Мы не задумываемся о том, что, давая милостыню без рассуждения, можем соблазнить человека и даже пострадать сами. Действительно, в любом деле, а тем более в духовном, нужно сугубое рассуждение. Разберите свои чувства. Вот в церковных воротах стоит грязный бродяга с протянутой рукой. Мы кладем в нее рубль, или пять, или десять. Попутно заметим, что стараемся положить так, чтоб не прикоснуться своей рукой к его. Вот вроде бы мы сделали доброе дело… Не станем сейчас рассуждать, пропьет он наши деньги или нет. Не согрешит ли с их помощью? А может быть, он и вовсе подпольный миллионер и аферист? Дело сейчас не в нем, а в нас. Мы рассматриваем свое сердце. Милостыня, дела милосердия — это духовные упражнения, с помощью которых мы призваны исправлять самих себя, учиться любить ближнего не на словах, а на деле, милостыней лечить свою душу.

И если милостыня наша есть движение любящего сердца навстречу ближнему, то логично предположить, что это же любящее сердце заставит нас взять этого бродягу в наш дом, отмыть, обстирать, накормить и т. д. Эта мысль обжигает… Не будем льстить себе. Не любим мы ближних. Не любим настолько, чтоб хоть на йоту приблизиться к евангельскому идеалу.

Будем честны хотя бы сами с собой. Подав монетку, мы отмахнулись от ближнего, открестились от его проблем, в которые он впал. Ведь понятие милостыни неотделимо от понятия жертвы. В любом случае любая милостыня, хоть материальная, хоть духовная, — это жертвование результатов своего труда: материального или духовного, а жертвование своего труда — это в конечном счете дарение частицы себя, жертвование собой. Старец Паисий Святогорец писал: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва».

Главное, нужно понимать, что после совершения любого доброго дела важно стараться избежать прелестного состояния самолюбования, неблагого чувства удовлетворения собой. Полезное, самое спасительное внутреннее устроение указал нам Господь в Евангелии:«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17: 10). И только на таком камне смирения можно начинать строить здание своего спасения.

Первый шаг

И с чего начинать дела милосердия? Конечно, никто не требует пытаться «объять необъятное». Мы должны понять, что не можем удовлетворить всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много. Кому же подать в первую очередь? Посмотрим, какие приоритеты намечены по этому вопросу в Священном Писании.

«Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал 6: 10).«Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1 Тим 5: 8) .

Если мы православные, то должны в первую очередь благотворить православным, особенно благочестивым: своим домашним, родственникам, прихожанам своего храма, попавшим в трудное положение, нуждающимся из своего народа, а потом уже, если останется, иноверцам, иноплеменникам и всем-всем прочим, вплоть до ненавидящих и обидящих.

Не следует брать в долг, чтобы подать милостыню. Не нужно отдавать просящему вещей, без которых мы сами не сможем обойтись, не нарушая установившегося порядка своей жизни, жизни семьи, близких. И это будут наши первые шаги. Слабые и робкие, но настоящие. Попытки же сразу достичь вершин евангельских добродетелей всегда обречены на провал. Преподобный Серафим Саровский учил закону духовной жизни: «Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг. Добродетель ведь не груша, ее вдруг не съешь…»

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.