Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=887
22 Октября 2013

Нынешний год для Нижегородской духовной семинарии — юбилейный. Ровно 20 лет назад началась новейшая история этой духовной школы — древнейшей в России. Ведь основана она была почти три столетия назад — в далеком 1721 году — как училище при Нижегородском архиерейском доме. Лихолетья начала XX-го столетия не обошли Нижегородскую семинарию стороной: в 1918 году она прекратила свое существование — и казалось, что навсегда. Но Бог распорядился иначе. И сегодня мы оглядываемся на 20 прошедших лет и вместе в выпускниками вспоминаем эти непростые для страны, Церкви и для каждого из нас годы. Слово — выпускникам, время учебы которых в тогда еще духовном училище пришлось на «смутные» 1994–1998 годы.



Александр Ворохобов, преподаватель семинарии, кандидат богословия, кандидат философских наук:


— В Нижегородское духовное училище я поступил в 1994 году, а через год оно было преобразовано в семинарию, так что в 1995 году я стал семинаристом. Первый год обучения, с одной стороны, был очень сложным, а с другой — весьма насыщенным и интересным.

Трудно было отвыкать от дома, непростыми были и бытовые условия. Например, в комнатах, где мы жили, почти не было мебели, а все пространство занимали кровати, между которыми приходилось буквально протискиваться. Учились и жили мы в братском корпусе Благовещенского монастыря, помещения которого только еще передавались Церкви.

Первую половину дня шли занятия, а после них мы ежедневно несли трудовые послушания, так что свободного времени почти не оставалось. Но все эти трудности компенсировались новыми друзьями по учебе и преподавателями. Лекции некоторых были настолько увлекательными, что их хотелось слушать еще и еще…

Мы много молились. Молились вместе в комнатах, молились на богослужениях, молились утром и вечером вместе с братией монастыря, совершая в маленькой темной церкви, при свете тусклых лампад, земные поклоны с Иисусовой молитвой… В то время многие люди приобщались к Церкви, обретая веру. Кого только не приходилось видеть тогда! — столько различных типов религиозности… Этот опыт мне и сейчас зачастую бывает весьма полезен.

В общем, наша учебная жизнь буквально кипела. Постепенно быт наладился, семинарии было отдано здание, стоящее возле монастырских стен, а друзья стали настолько близкими, что с каникул я возвращался в свою духовную школу с большой радостью. Да и учеба, раскрывающая красоту и неисчислимое богатство Церкви Христовой, увлекла настолько, что трудно не было совершенно. Скорее — уютно, тепло и отрадно.

Еще я тогда много читал, так что спустя четыре года мне казалось, что мои знания весьма велики. Теперь, вспоминая это, не могу не улыбаться своему тогдашнему оптимизму. Но тем не менее в 1998 году я поступил в Московскую духовную академию, и следующие четыре года провел в стенах священной Троице-Сергиевой лавры.

Первое время, после нашей такой «домашней» семинарии, было непросто перестраиваться. Ведь дисциплина в академии была гораздо строже, а отношения казались чересчур официальными. Но потом и там появились хорошие друзья, снова увлекла учеба, близкими стали торжественные лаврские богослужения с их неповторимым хоровым пением.

И еще я каждый день ходил в древний Троицкий собор помолиться и испросить благословения у преподобного Сергия, мощи которого почивают там, привлекая тысячи паломников со всего мира. Учиться в академии было интересно: там во многом сохранялись методы еще дореволюционных духовных школ. Ну и, конечно, этому содействовала огромная академическая библиотека, насчитывающая в своих фондах более трехсот пятидесяти тысяч томов. Полюбив академию, тем не менее сердцем и умом я всегда чувствовал связь с Нижегородской семинарией. Я и теперь считаю, что база моего интеллектуального развития и основные подходы к богословским и духовнонравственным вопросам были заложены во время учебы в семинарии. А академия расширила и углубила уже имеющиеся знания, не изменив ничего принципиально. Обучение в ней я закончил в 2002 году, написав кандидатскую диссертацию по богословию. После этого год проучился за границей и вернулся в свою родную Нижегородскую семинарию в качестве преподавателя.

Ректором тогда стал владыка Георгий, при котором семинария буквально расцвела, постепенно став, без преувеличения, одной из лучших в нашей стране. Речь идет не только о материальной базе (ее качество видно каждому, кто посетит духовную школу), но и о значительном изменении уровня образования. Семинария трансформировалась в полноценный духовный вуз. Занимаясь преподавательской деятельностью, часто ловлю себя на мысли, что студенты теперь отличаются от нас, семинаристов девяностых годов. Мы были более наивными, менее практичными, а объем наших богословских знаний был гораздо более скромным. Но, однако, при всех этих различиях отмечаю для себя и то, что в семинарии сложилась и до сих пор складывается традиция, свойственная именно этой духовной школе. Любую традицию всегда сложно кратко определить, но она определенно есть, и ее можно почувствовать, если ты сам в ней укоренен.

Говорят, что большое счастье для человека, когда работа для него — не утомительная обязанность, но дело, приносящее внутреннее удовлетворение. Для меня всегда отрадно сознавать, и эта мысль греет мне сердце, что те усилия, которые мы прилагаем для образования и воспитания наших студентов, не напрасны: почти все наши выпускники остаются трудиться в Церкви, своими знаниями и образом жизни приобщая к вере во Христа других людей.



Алексей Пешков, преподаватель семинарии, кандидат богословия:

— Какой мне вспоминается моя alma mater дней моего поступления в нее и ее первых лет существования? Родители почти не замечают, как растет их ребенок. Трудно проследить даже собственный возраст. Так же трудно отделить свежие впечатления от вчерашних, когда часть твоей жизни почти ежедневно проходит в этих стенах.

Все же духовная семинария тех лет (тогда она была еще духовным училищем) вспоминается в довольно мрачных тонах: это полутемные коридоры братского корпуса Благовещенского монастыря, в здании которого расположились первые аудитории и общежитие, плохо освещенные стены трапезной, трещины в стенах корпуса и рыжий кирпич, выглядывающий из них…

Надо отметить, что жизнь нижегородских духовных школ, как и вся церковная жизнь, в лихие девяностые не была простой и сочетала в себе крайние стороны. Это был неподдельный интерес в обществе к православию и подъем духовной жизни. Но это была и крайняя бедность. Никогда, наверное, не забыть гастрономических испытаний того времени. Основным блюдом в меню была каша, но случалось, что поварам приходилось готовить нам суп из крапивы. Однако все были здоровы и уплетали не по одной порции каши. Первый ректор нижегородской духовной школы иеромонах Кирилл (Покровский), ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский, тогда стоял между нами и той реальностью, которую представляли собой эти годы.

Теперь можно понять, каких усилий стоило сохранить в то время эту школу на плаву. Еще любопытней то, что учебным руководством школы был сделан существенный задел богословского развития. Мне видится Промысл Божий в тех кадровых истоках, что полагались в фундамент современной семинарии.

Это было светлое время (годы моей учебы 1994–1998): бурсацкое братство и общие идеалы, погружение в предметы, которые действительно хотелось знать. Здесь во мне проснулась тяга к знаниям, я даже стал отличником, хотя в школе был убежденным троечником. Новые преподаватели, вливавшиеся в коллектив, скорее были друзьями, чем начальниками. В целом это была большая семья первохристианской общины.

Но каждому организму предназначен свой рост. Выросла и Нижегородская семинария. Сейчас это — современная богословская школа со всеми ее атрибутами: налаженный устав семинарской жизни, выверенная сетка предметов, хороший преподавательский коллектив. Теперь Нижегородская духовная семинария — это и новое благоустроенное здание школы, просторная, всем обеспеченная трапезная (и такое же меню), богатая библиотека, спортивная комната и вместительное общежитие. Такой уровень, конечно, может быть лишь результатом постоянной работы. Этот тонус задает школе ее нынешний ректор — митрополит Георгий. Школа живет новыми, свежими ритмами. В то же время для меня в фундаменте alma mater всегда будет осязаем тот, может, даже невзрачный в сравнении с блистающей современностью, образ семинарии, с которого начался ее и мой рост.

Материал подготовил Алексей ДЬЯКОНОВ, преподаватель семинарии, кандидат богословия.

Учился в семинарии в 1994–1998 годах


При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.