Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=997
18 Марта 2014


Каждый христианин просит благословения у Бога, у епископа или священника на важные события своей жизни. Но, с другой стороны, верующие просят благословения и при обычной встрече со священнослужителем. Кроме того, понятие «благословение» присутствует в церковном богослужении. А каков библейский смысл этого слова? Попытаемся разобраться.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. Левая рука лишь поддерживает правую. Мы протягиваем обе руки из вящего уважения. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, никакой лодочки, никаких бортиков, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и когда в гражданской, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Священником он быть не перестает, если одет не в одежду духовного покроя.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником: просит благословения.

Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Если присутствуют архиерей и священники, то испросить благословения нужно только у архипастыря, а знакомых священников приветствовать легким поклоном. Согласно церковному этикету священники не преподают благословения в присутствии святителя, который и для них самих является источником благословения.

Отсекая свою волю

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.

Только нужно соблюдать непременное правило. Если уж вы исполнились решимости поступить по воле Божией, раз вы ищете благословения (и это, безус­ловно, похвально), то не следует, что называется, «наводить» священника на желаемый вами ответ. По своему лукавству мы излагаем ситуацию так, что правильным будет казаться только желаемый нами ответ. И когда священник, стесненный нашими рамками, даст нам его, мы подымаем его как знамя, вещая всем его как волю Божию, а по сути — злую свою. И творим своеволие, прикрывая его священническим благословением.

Как правильно испросить благословение?

Если мы хотим взять на что-то благословение, то есть сознательно отсечь свою волю в пользу воли духовно опытного человека, священника, и поступить заведомо не как нам хочется, но как будет благословлено, указано, — тогда нужно с решимостью и надеждой на Бога обратиться к священнику, причем только к одному, не коллекционируя мнений и не выбирая. Вне зависимости от того, согласно или несогласно то, что вы услышали, с вашим собственным мнением, вам необходимо по этому благословению поступать.

Но от такого благословения нужно отличать духовный совет, когда мы, недоумевая о чем-то, советуемся с людьми духовно более опытными, выслушиваем их мнение — не как указание, благословение, а как точку зрения. В таком случае можно спросить и нескольких священников. Но не нужно лукавить в первую очередь с собой, и останьтесь честными пред Богом: если вы брали благословение, но, испугавшись неприятного, побежали потом за более мягким решением, то это, конечно, нечестно и неправильно. Если же вы искали советов и руководствовались тем из них, который сочли более разумным, то в этом нет ничего страшного.

Преподание мира

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся на святыню, а потом делаем поклон.

Благословен Бог!

Но задавались ли вы вопросом, отчего в молитвах, в Священном Писании встречаются такие, например, слова: «Благослови, душе моя, Господа»? Ключ к этому — в библейском, богословском значении слова. Для этого обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Кстати, здесь священник называет Бога священным ветхозаветным именем Яхве — Сый — Сущий. Это же имя пишут на иконах Христа.

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Желтов отмечает: «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник это слово произносил только раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» — «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь» — благословляет Господа. Здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду Бога.

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова — это благословение Бога. Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он, осеняя крестным знамением просящего, произносит молитву, благословляя Бога, а Господь уже Сам дает благословение просящему. Или не дает — Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.