Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1010
15 Апреля 2014


У всех такое бывает: сделаешь человеку что-нибудь доброе, а в ответ — черная неблагодарность. И скажешь в сердцах: «Помогай после этого людям!» А были ли у вас основания надеяться на благодарность? — весьма призрачные!

Действительно, велики ли шансы встретить в обществе человека благодарного? Не ошибемся, если предположим, что несмотря на достижения научно-технического прогресса, нравственно человек меняется очень медленно, если только вообще меняется, поэтому вряд ли что-то сильно изменилось со времен земной жизни Спасителя. А при Нем было: один благодарный из десяти. Вспомним притчу о десяти прокаженных из 17‑й главы Евангелия от Луки. В те времена проказа была более страшной болезнью, чем СПИД сейчас. Это очень болезненный недуг, и из-за того, что в то время не существовало никакого лечения от этой болезни, проказа фактически становилась смертным приговором и пыткой. Человек объявлялся нечистым и изгонялся из общества здоровых.

Очень редко кто-либо исцелялся от проказы, но все же такое случалось. Выздоровевший человек должен был показаться священнику, и лишь тогда, когда священник объявлял его чистым, он мог покинуть колонию прокаженных.

Поэтому Господь Иисус Христос, исцелив десятерых прокаженных, сказал: «Идите, покажитесь священнику». На пути к священнику они взглянули на себя и увидели, что все язвы исчезли с их кожи и они полностью здоровы.

Один из исцеленных «возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк 17: 15–16). Тогда Спаситель велел ему подняться с колен и идти своей дорогой, сказав напоследок, что его вера спасла его.

Итак, благодарных из нас — один из десяти, или, по-другому, благодарим мы в одном случае из десяти…

Получается, правильное и естественное устроение души человека — в непрестанном испытывании благодарности. Так и завещает нам апостол Павел: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фесс 5: 16–18).

Черная неблагодарность

Откуда же появляется неблагодарность? От грехов, учат святые отцы, от отсутствия покаяния. «Небеса проповедуют славу Божию (Пс 18: 2), солнце, луна и звезды своим светом прославляют Бога. Птицы летают, поют и славят Бога. Земля со своими плодами и море с живущими и движущимися в нем хвалят Господа. Словом, все создание творит слово и повеление Божие — и так хвалит Господа своего. Но человек, на которого гораздо большая излилась Божия благость, чем на все созданное, ради которого созданы небо и земля, ради которого Сам Бог явился и пожил на земле, человек — разумное творение, окруженное Божиими благодеяниями, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека!» — пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

Черная неблагодарность и неминуемо идущая с ней под руку страсть уныния доводят человека до такого безумного состояния, что он перестает ценить дар жизни. По слову святителя Феофана Затворника, «есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «Зачем Бог дал жизнь? Лучше бы нам не быть».

Действительно, нынешние «гуманисты» и «просветители» додумались до того, что мы, мол, согласия на рождение не давали и к бытию нас Творец призвал не спрашивая.

Что же отвечает таким святой Феофан? «Бог дал тебе бытие, чтобы ты вечно блаженствовал. Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства. Дело за тобой, стоит только немножко потрудиться ради этого».

Вот истинное равенство всех людей перед Богом — и богатых, и бедных, и здоровых, и убогих: Бог равно снабдил всех нас средствами к достижению вечного блаженства.

Сетующим «Да у меня все горести, бедность, болезни, напасти» святитель отвечает: «Что же, и это способствует стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось страдать, и это ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Смотри не на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, старайся сделать себя достойным этого, тогда и горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием на вечные утешения, и благодарность не будет умолкать в устах твоих», — пишет святитель Феофан.

Победа над депрессией

Неблагодарное сердце — одна из причин депрессии, или, на языке святых отцов и аскетики, — страсти уныния.

За последние несколько лет было проведено огромное количество медицинских исследований на тему важности благодарного внутреннего устроения. Исследователи обнаружили, что помимо духовной пользы благодарность способна помочь человеку достичь гораздо лучших результатов на работе, вновь обрести счастье в браке, иметь больше друзей, больше сил и улучшить физическое здоровье, укрепить иммунную систему, защитить себя от сердечно-сосудистых заболеваний, снизить уровень стресса и прожить более долгую жизнь.

Исследования также показывают, что люди, имеющие благодарное сердце, счастливее, чем все остальные. Благодарные люди обычно лучше спят, лучше себя чувствуют. У них в жизни меньше депрессий и страхов, а больше энтузиазма и оптимизма, чем у других.

Посильное благодарение

Что же отличает христиан, христианскую благодарность? Ее отличает способность благодарить Бога за скорби и страдания. По словам святителя Тихона Задонского, кто только в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему. Для того чтобы научиться воздавать благодарение Богу за скорби, преподобный Исаак Сирин советует постоянно содержать в уме «тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных», чтобы самому «воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби… и быть в состоянии переносить их с радостью».

Благодарение за постигшие скорби вменяется вместо подвижничества и даже доставляет мученический венец.

Несмотря на то что благодарить Бога следует «чаще, чем дышать», по слову святителя Тихона Задонского, достойно возблагодарить Бога, по мысли святых отцов, человеку невозможно. Тем не менее приносить благодарение Богу следует по мере своих сил, и тогда Господь по человеколюбию Своему может сравнить его с двумя лептами евангельской вдовицы.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.