Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1019
23 Мая 2014


Газеты пестрят рекламой колдунов, экстрасенсов, био-, энерго-, уринотерапевтов. Для людей церковных, к счастью, вопроса нет, можно ли пользоваться их услугами. Но многих подстерегает искушение более тонкое и изощренное: речь пойдет о лечебных сеансах целителей, которые называют себя православными, народными.

Церковный антураж

Люди с нестойким умом и слабой волей упорно хотят находить и видеть разницу между оккультным целителем и народным, тем более — православным. Священников часто спрашивают: а если целительница — стопроцентная церковная бабушка, воцерковленная, лечащая исключительно молитвами, можно ли к ней обращаться за помощью? Вопрос серьезный, потому что многие посещают таких людей, не подозревая, к кому идут.

Здесь тоже обличающий голос духовенства звучит с полной определенностью. Пастыри наши постоянно увещевают, что, несмотря на все уверения этих целителей, будто лечат они по благословению старца, какого-нибудь архимандрита, даже патриарха, — ни один священник, монастырь, владыка, а уж тем более Патриарх не могут дать благословения на подобную деятельность. Поэтому нельзя принимать на веру подобные заявления.

Доверчивые люди, надеясь избавиться или избавить близких от беды, считают целителя православным, потому что видят в его обиталище иконы на стенах, горящие свечи. Но в данном случае наличие образов в доме — вовсе не признак православия. Практически всегда это — антураж, обстановка.

Некоторые «избавители от напастей», молясь перед иконами, «испрашивая» помощи у Бога и у святых, еще и, как они это называют, «работают». Работа в понятии целителей — это не только имитация молитвы (как правило переделанной, исковерканной, превращенной в языческие заговоры, которые якобы передаются по наследству вместе с колдовскими способностями), но и «энергетическое воздействие» на клиента (причем энергия, по их словам, берется из Космоса). Заговоры часто начитывают, предварительно поставив предмет (банку с водой, маслом) на лик иконы. Подобные манипуляции с образами есть не что иное, как поругание их. Церковь с трепетом относится к иконам, считая их окном в божественный мир.

Протоиерею Димитрию Смирнову, известному московскому пастырю, представили бабку-целительницу, которая «лечит исключительно молитвами». Среди прочитанных ею совершенно не связанных между собой церковных текстов фигурировала некая «баба зубатая», без упоминания которой, объяснила врачевательница, исцеления не получится. Все священные слова и высочайшие мысли молитв оказались лишь антуражем для заговора.

В качестве атрибутов целители используют и свечи, чаще всего приобретаемые в храмах. С церковными свечами обходят квартиры, читая молитву, которая звучит как заклинание на изгнание злых духов, ими «выжигают зло» в человеке, обводя огоньком по контуру тела и совершая крестное знамение. Копоть, летящая от свечи, констатируется как признак порчи на пациенте. На самом деле копоть образуется при быстром движении свечи, но никак не является признаком болезни.

Подобное использование церковных свеч кощунственно, потому что освященный предмет используется не для богослужебных и молитвенных дел, а для неосознаваемого пациентом поругания.

Одним из якобы критериев православности целителя многие считают его требование покреститься, исповедоваться, причаститься перед сеансом. Ловушка для простаков! Некрещеный человек и так во власти диавола и потому не представляет для него интереса. А вот погубить христианскую душу, надругаться над частицей Христова тела — Церкви — очень привлекательно для врага нашего спасения.

И даром не нужно!

С вопросом «православности» наших горе-целителей еще можно как-то разобраться. Но вот еще более тонкое искушение: люди искренне полагают, что те «православные целители», которые не рекламируют себя и никогда не требуют денег — точно уж истинные, и к таким можно смело идти.

Действительно, в житиях святых мы читаем, как целители оказывали безмездную помощь, да и в Евангелии видим, как Господь, отправляя учеников на проповедь, заповедовал им: «ходя же, проповедуйте…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10: 7–8), объясняя, как это надо делать: «даром получили, даром давайте» (Мф 10: 8).

В эпоху Нового Завета воля Господа такова, что полнота даров Божиих дарована Церкви. В Церкви действует Дух Святой, она обладает всеми дарами: пророчества, учительства, изгнания бесов, целительства. Сразу отпадает вопрос с людьми нецерковными и малоцерковными. А церковный человек, если, допустим, ощутил в себе некий дар, особенность, он первым делом придет к духовнику, обсудит это с ним. И если окажется, что это действительно дар Божий, он будет реализовывать его как послушание церковное, как служение Богу. Для привлечения людей к Церкви, для проповеди слова Божия. Как апостолы.

Исцеление без победы над грехами

А теперь посмотрим, почему вообще встает сам вопрос, обращаться ли к знахарю или целителю, если ты заболел. Для людей воцерковленных он даже не стоит. Верующий, если заболел, понимает, что это испытание его веры. Он не избегает врачей, и после того, как поставлен врачебный диагноз (а врач — это инструмент в руках Божиих), придет в храм, исповедуется. Если он считает, что его болезнь — это следствие греха и он хочет найти духовную первопричину, пойдет на беседу к духовнику. Потому что если он сам начнет искать, анализировать, то может впасть в отчаяние, запутаться. После исповеди он причастится Святых Христовых Таин. В зависимости от результатов может и пособороваться.

А люди невоцерковленные, скорее всего, упорно будут искать такое волшебное место, где не нужно трудиться над собой, очищать душу от греховной скверны, а можно заплатить деньги за какие-то магические действия, манипуляции — и получить исцеление. Но так не бывает.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.